Государство и гражданское общество: развитие партнерства
В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Перспективы конституционной новации об участии институтов гражданского общества в выработке государственной политики».
Согласно вступившему в силу 4 июля обновленному тексту Конституции Правительство РФ «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики».
Поддержка властью общественных институций прямо пропорциональна той активности, с которой гражданские институты включились в решение задач государственной политики, подчеркивает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Глебова:
«Безусловно, мы должны сделать вывод, что сам факт закрепляемости влияния гражданского общества в Конституции РФ накладывает большую ответственность на сам некоммерческий сектор, на гражданских активистов, институты гражданского общества».
«Общественные организации имеют свою практику, свои инструменты решения тех или иных задач, и иногда эти инструменты бывают более гибкими, они пользуются большим доверием у населения. Таких инструментов иногда нет у государства», – подчеркнула она, отметив, что особое внимание необходимо уделить вопросу формирования реестров НКО для получения государственной поддержки в условиях пандемии.
Лидия Михеева, Секретарь Общественной палаты РФ, подчеркнула, что принятая поправка демонстрирует отношение власти к гражданскому обществу как к партнеру.
«Не только об одной поддержке идет речь – власть настойчиво желает и обратного ответа, а именно предложений по государственной политике. Мы надеемся, что такой подход сохранится и в последующем изменении законодательства и, самое главное, будет востребован на практике на всех уровнях власти», – уточнила она.
По мнению Лидии Михеевой, необходимо внести в российское законодательство точечные, но четко направленные изменения, которые позволят развить мысль о партнерстве государства и гражданского общества в федеральных законах и подзаконных актах.
«В настоящее время граждане активно вовлекаются в обсуждение больших инициатив, предлагают свои решения сложных социальных проблем. Это было видно и когда обсуждались нацпроекты, и сейчас, когда обсуждался национальный план по выходу из сложившейся ситуации. Активность большая, и она не местечковая, не ограниченная частными историями – каждый гражданин думает о судьбах страны в целом», – говорит она.
Лидия Михеева заверила, что Общественная палата РФ готова выступать и площадкой, и агрегатором, и аналитиком всех мнений и позиций, опираясь на широкий круг экспертов и общественные палаты регионов.
Заместитель председателя Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей, член Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Оксана Пушкина отметила, что в настоящее время некоммерческим организациям очень сложно попасть в реестр поставщиков социальных услуг.
Она также посетовала на то, что даже известные НКО мало представлены в СМИ, а между тем их деятельность должна освещаться, у общества должно быть понимание того, как они работают, какие у них есть проблемы.
Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, напомнила, что в настоящее время уже разработан законопроект о том, что те НКО, которые выигрывали президентский грант, могут автоматически попадать в реестр поставщиков социальных услуг – принятие закона ожидается в сентябре.
Кроме того, она обратила внимание на то факт, что принятыми в период пандемии мерами поддержки некоторые НКО не смогли воспользоваться:
«Это небольшая часть организаций, которые, не являясь получателями бюджетных средств, активно работали, привлекая частные, корпоративные пожертвования, но не смогли попасть в реестры получателей мер поддержки. Не знаю, что с этим можно сделать, прежде всего хочу обратиться к регионам, чтобы они поддержали эти организации, но, если мы еще что-то придумаем для них и на федеральном уровне, это будет важно и ценно».
С ней согласилась Любовь Глебова:
«Задача – в оформлении тех механизмов, которые будут обеспечивать условия для развития институтов гражданского общества – правовых, финансовых, содержательных. Над реализацией поправок к Конституции надо много работать, потому что мы все хотим, но как это сделать, пока не знаем, практики очень мало».
Председатель Всероссийского общественного движения «Матери России», член Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Валентина Петренко отметила:
«Очень важно, что именно правительству определяется главная роль, чтобы создать такие условия, которые позволят оперативно реагировать на проблемные вопросы, с которыми сталкиваются НКО, быстро доносить их до власти и определяться в мерах взаимообоюдных, что необходимо делать. Это как раз разрыв той цепочки взаимоотношений, который у нас есть».
Необходима система в организации взаимодействия между властью и НКО, настаивает она, наведение порядка в этой сфере позволяет на 35-40 процентов, как показывает мировая практика, улучшить качество работы.
Среди предложений Валентины Петренко – создание при правительстве экспертного совета из представителей зарекомендовавших себя НКО, возможно даже по отраслевому принципу, – при выработке новых мер социально-государственной политики такие эксперты могли бы высказывать свои предложения; проведение всероссийского форума с приглашением всех структур государственной власти для подведения итогов работы НКО – это поможет увидеть, у кого получается эффективно работать, а кто нуждается в помощи.
Практикой эффективного взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти поделилась Ирина Максимова, председатель Общественной палаты Ханты-мансийского автономного округа. По ее словам, в стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года есть раздел «Гражданское общество», а эффективной площадкой для принятия конструктивных решений является общественный совет по ее реализации. Не менее интересная практика – общественный отбор кандидатов на место руководителей органов исполнительной власти социального блока.
«Если четко региональная власть понимает, что нужно обществу, а НКО – что нужно региональной власти, тогда и результат есть. Мое предложение – провести пленарное заседание ОП РФ на эту тему, обобщить опыт ряда регионов и сформировать банк данных лучших практик партнерства органов власти и институтов гражданского общества», – предложила она.
Ольга Сидорова, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, убеждена, что раздел «Гражданское общество» необходимо предусмотреть в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ:
«Очень важно вынести это на федеральный уровень – если на уровне федеральном будет такой тренд, то его будут использовать и в регионах».