Негосударственные поставщики соцуслуг: преодолеть барьеры, помочь в развитии
На региональном форуме Общественной палаты РФ «Сообщество» в Петрозаводске состоялась дискуссия, посвященная тому, как развивается негосударственный сектор на рынке социальных услуг, с какими проблемами сталкиваются социально ориентированные (СО) НКО, в какой поддержке нуждаются.
Хотя тенденция к увеличению количества НКО — поставщиков бюджетных услуг в социальной сфере наблюдается, но и барьеров остается достаточно много, отметила Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных (СО) НКО. При этом развитие конкуренции в сфере услуг, появление большего числа поставщиков, по ее мнению, — это стимул для повышения качества предоставляемых услуг. Не случайно, отметила она, показатели рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» учитывают, сколько бюджетных средств привлекают НКО в качестве платы за оказанные ими социальные услуги.
Елена Тополева-Солдунова обратила внимание на отсутствие корреляции между бюджетной обеспеченностью региона и процессом разгосударствления в нем сферы услуг: «Скорее, она заметна, когда мы говорим об уровне поддержки НКО. А тут есть относительно небогатые регионы, но почему-то у них хорошо развивается доступ негосударственных организаций к оказанию социальных услуг».
Почему так происходит, еще предстоит разобраться, подчеркивает модератор мероприятия: «Мы бы хотели посмотреть динамику в этой сфере, понять, что улучшается, а что пока нет, разобраться с причинами улучшения или, наоборот, стагнации, чтобы понять, куда и как двигаться дальше».
Основные выводы общественного доклада «Участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг в социальной сфере в 2020–2021 гг.» представила Оксана Коротеева, директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС. Социально ориентированные некоммерческие организации пока занимают крайне малую долю рынка оказания социальных услуг, а объемы переданного им финансирования сокращаются. Так, на негосударственных поставщиков социальных услуг семьям с детьми-инвалидами в 2020 году пришлось четыре процента всех средств финансирования услуги. Основными барьерами эксперт считает отсутствие законодательно закрепленных полномочий органов власти федерального и регионального уровней по обеспечению участия негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг; неравенство СО НКО и коммерческих организаций в получении мер поддержки и другие.
«Работа по наращиванию доступа негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг должна проходить системно», — подчеркнула Оксана Коротеева. Доклад «Участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг в социальной сфере в 2020–2021 гг.» в настоящее время готовится к публикации.
Социологи фиксируют барьеры, связанные с отсутствием информации и недостаточностью поддержки, поделилась Вероника Сергеева, директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России: «Средства из бюджета на субсидирование предоставляются, а организации не знают, какие возможности есть».
В Карелии всегда был хорошо развит некоммерческий сектор, а сегодня расширяется доступ негосударственных организаций в социальной сфере к бюджетным средствам, отметила Ольга Соколова, министр социальной защиты Республики Карелии. В регионе утвержден комплексный план по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, сообщила она.
Важную роль в развитии сектора, по ее мнению, играет информирование участников негосударственного сектора о тех мерах поддержки, возможностях, которые можно получать, в том числе за счет бюджетных средств. Также Ольга Соколова отметила необходимость диалога с негосударственными организациями и по проблемным вопросам — для его организации в регионе создана специальная рабочая группа с участием представителей негосударственных организаций социального обслуживания. В числе основных тем — выработка механизмов планирования финансовых средств для выплаты компенсаций негосударственным поставщикам социальных услуг.
Опытом реализации социального заказа поделились НКО Республики Карелии. В целом, отметили они, финансовые средства, которые компенсируются негосударственным поставщикам социальных услуг, ежегодно увеличиваются, в то же время все еще остаются случаи несвоевременной выплаты. В качестве положительной тенденции отметили ужесточение контроля за НКО, работающими в сфере соцзаказа, по их мнению, это повысит ответственность СО НКО за расходование бюджетных средств, повысит качество услуг.
Фото: oprf.ru