«Растим гражданина»: лучшие практики из всех регионов
15 ноября в Общественной палате РФ стартовал Всероссийский форум специалистов системы воспитания «Растим гражданина». В форуме примут участие представители Министерства просвещения РФ, Министерства высшего образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодежи, специалисты педагогических вузов, руководители и специалисты общероссийских патриотических НКО и образовательных организаций всех уровней.
Пленарную сессию открыла Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию.
«Я хочу поблагодарить всех присутствующих за работу, которая делается в регионах, на местах, в каждой отдельной школе и общественной организации. Наша тема “Растим гражданина” проходит через все годы, и мы всегда берем самую приоритетную проблематику развития патриотического воспитания в стране. Мы очень рады, что были представлены очень интересные работы на конкурс “Растим гражданина”. Они не только отражают таланты авторов, но и будут полезны специалистам по всей стране. По итогам конкурса мы сделаем сборник электронных технологий, а печатный сборник по результатам прошлого года, который был издан при поддержке Общественной палаты, вы сможете получить уже завтра», — сказала она.
С приветственным словом к участникам проекта обратилась Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. По ее словам, воспитание граждан занимает важнейшее место в современной государственной политике России.
«Вопросы формирования личности, ее гражданской позиции, воспитания и развития человека становятся актуальными как никогда. Надо сказать, что сегодня у нас есть четкое представление и понимание того, как нам следует воспитывать наших детей. Речь идет о едином подходе, который ранее мы не использовали. До этого мы были ориентированы на личностно-индивидуальные характеристики. Поэтому в данный момент при правильно оформленной цели и задачах, которые мы хотим решить, у нас не хватает инструментов для их достижения», — поделилась мнением эксперт.
Мария Львова-Белова, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, отметила, что сегодня перед лицом России стоит множество вызовов — от фальсификации исторических событий до попыток подмены ценностей и искажения памяти русского народа.
«Именно поэтому сегодня дети нуждаются в особой защите, а наше единство в этом вопросе приобретает исключительное значение. Отдельно хочу обратить внимание всех присутствующих на поддержку детей и подростков родом из недавно присоединившихся к нам территорий. Им очень непросто сейчас перестроиться на новую для них действительность. Они нуждаются в знакомстве с нашей страной, с ее богатой историей и уникальной культурой», — подчеркнула она.
От заместителя Секретаря ОП РФ, директора Музея Победы Александра Школьника приветствие участникам форума передала Елена Слесаренко, руководитель детского центра при Музее Победы. По ее словам, сотрудники учреждения ежедневно трудятся над тем, чтобы история стала как можно ближе каждому, кто посещает музей. В частности, реализуют огромное количество программ и проектов, направленных на сохранение культурной и исторической памяти.
«Мы приглашаем всех в Музей Победы и надеемся, что вместе с вами активно продолжим эту работу. Желаем успехов в вашей деятельности, огромного здоровья, терпения и удачи», — сказала она.
О взаимодействии педагогов России и Республики Беларусь рассказала директор одной из белорусских школ Елена Онуфрович. Она отметила, что специалисты вместе определяют дальнейшие траектории развития сотрудничества и точки соприкосновения.
Станислав Найденов, руководитель центра координации федерального проекта «Патриотическое воспитание» национального проекта «Образование», отметил, что в России существует инструмент поддержки различных проектов через гранты.
«Двери нашего конкурсного отбора вновь открыты вплоть до 1 декабря текущего года. Мы уже активно принимаем заявки на проведение окружных и всероссийских мероприятий патриотической направленности, и соответствующее объявление есть на сайте Министерства просвещения РФ», — сообщил он.
В рамках пленарной сессии были представлены результаты тематических секций «Результативные технологии и ключевая проблематика гражданского воспитания», «Сохранение исторической памяти как базис патриотического воспитания», «Продвижение достижений страны и родного края. Международное сотрудничество», «Задачи популяризации военной службы и добровольчества», «“Разговоры о важном”: успешный опыт и предложения» и «Роль музеев в патриотическом воспитании».
Комментируя увиденные проекты, Андрей Максимов, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, отметил, что, когда речь идет о продвижении родной земли, следует делать акцент на создании соответствующей эмоциональной атмосферы.
«Никакие другие технологии не могут быть равноценными. В рамках нашей секции мы попытались объемно посмотреть, как можно вырастить локальную ценность, достопримечательность во что-то более значимое как на национальном, так и международном уровне. Как известно, родина начинается с чего-то маленького и близкого. Чтобы его сохранить, нужно по максимуму о нем рассказать», — сказал он.
Проведение специальной военной операции и объявление частичной мобилизации в России поставило новые задачи как перед государством, так и перед обществом. В первую очередь речь идет о создании всех условий для консолидации армии и общества, добавила в свою очередь Александра Вилисова, руководитель всероссийского проекта «Эстафета поколений» и поискового отряда «Соболь».
«Поэтому также мне бы очень хотелось поблагодарить всех присутствующих за поддержку наших военнослужащих и привлечение к этой поддержке школьников», — сказала она.
По итогам мероприятия состоялась торжественная церемония награждения победителей всероссийского конкурса социально активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина».
Фото: oprf.ru