Модельный закон о формировании общественных советов при региональных органах власти
Проблемы и перспективы формирования общественных советов (ОС) при региональных органах исполнительной власти обсудили 7 декабря в Общественной палате РФ. Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив.
«На итоговом форуме “Сообщество” заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб провел достаточно интересную площадку, посвященную развитию общественного контроля в России. Тогда от участников поступило очень много вопросов, связанных с формированием общественных советов при региональных органах власти. Как итог — нам было поручено собрать экспертное сообщество на еще одной площадке, чтобы вновь обсудить проблемные вопросы, поискать лучшие практики, все это изучить и выдать результат», — открывая мероприятие, сказал Александр Терновцов, член Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив.
Как один из соавторов и инициаторов Закона «Об основах общественного контроля в РФ», который был принят в 2014 году, Владислав Гриб признался, что изначально планировал создать детализированный кодекс общественного контроля, но власти идею не поддержали.
«Мне сказали: “Ну зачем же так, у нас же федеративное государство, в регионе все доработают, сделают систему более интересной и т. д.”. Меня убедили в справедливости этого решения, хотя я, конечно, сомневался. В итоге вместо ожидаемой детализации предложенных основ, пошли законы короче по количеству статей, чем изначальный, об основах. Таким образом, они, наоборот, стремились все обобщить, формулируя что-то вроде основы основ. Как итог — в 80 процентах случаев качество законодательной базы по теме в субъектах РФ оставляет желать лучшего. Конечно, есть и хорошие примеры, но в целом нам есть куда двигаться дальше. Например, необходимо серьезно доработать и кардинально переработать базу, которая регулирует вопросы общественного контроля в регионах. Возможно, даже коснуться законодательного статуса региональных общественных палат», — сказал он.
Общественные советы играют особую роль в современном государстве, обеспечивая гражданам возможность реализации конституционного права на участие в управлении делами государства, отметил в приветственном слове Владимир Лозбинев, руководитель рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в РФ.
«Во многих субъектах РФ при уполномоченных по правам человека также созданы экспертные и общественные советы, в состав которых входят как представители органов государственной власти, так и общественных организаций. Целью создания таких консультативных органов является привлечение граждан и представителей НКО к проведению общественных экспертиз», — поделился он.
Очень важно, чтобы общественные советы, создаваемые при региональных органах государственной власти, были независимыми площадками, подчеркнул Владимир Хромов, советник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
«Наш институт не является органом исполнительной власти. Мы представляем интересы детства, поэтому наш общественный совет выступает как дополнительный инструмент, направленный на повышение эффективности работы самого института», — сообщил он.
О необходимости создания модельного закона о формировании региональных общественных советов при органах власти впервые было заявлено еще в 2018 году, напомнила Светлана Казаченок, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив.
«На мой взгляд, в первую очередь важно сформулировать четкие принципы формирования и деятельности общественных советов. Порой, в зависимости от того или иного региона, у ОС вообще нет сроков действия, одни и те же граждане могут возглавлять три, а то и все пять общественных советов совершенно разной направленности. Так быть, конечно, не должно», — подчеркнула она.
С докладом о повышении эффективности работы общественных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ выступил Владимир Винницкий, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.
«Следует признать, что, к сожалению, на сегодняшний день в большинстве своем общественные советы не могут обеспечивать выполнение основных функций, которые в них заложены. И во многом виной тому являются некорректные принципы их формирования. Владислав Гриб правильно сказал: создать — не фокус. Другое дело — работать дальше. Поэтому что касается порядка формирования, мое мнение: оно должно быть независимым, и это должно быть в руках общественных палат», — сказал он.
На проблему поиска инициативных граждан для формирования общественных советов указал Виктор Горбач, заместитель председателя ОП Сахалинской области. Об особенностях региональной практики формирования и деятельности общественных советов при органах исполнительной власти в Тульской области в свою очередь рассказала председатель региональной ОП Галина Фомина.
Презентацию об эффективности работы ОС на примере Свердловской области представил Алексей Киселев, заместитель председателя ОП Свердловской области. По его словам, сегодня ОС не хватает активности и мотивации.
«Очень часто они не добиваются исполнения рекомендаций, которые направляют в органы власти, что становится поводом воспринимать их как орган, принадлежащий тому или другому министру. Это раз. Два: необходимо усилить работу со СМИ. Согласитесь, мы часто делаем действительно хорошие дела, но об этом никто не знает», — сказал он.
Опытом организации взаимодействия субъектов общественного контроля в Ханты-Мансийском автономном округе поделилась Елена Миллер, директор Аппарата ОП региона. О том, как формируются ОС при центральных исполнительных органах государственной власти Московской области, рассказала Людмила Емельяненко, член областной ОП.
Поддержал идею создания модельного закона о формировании ОС Сергей Киселев, член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию. По его мнению, наиболее эффективный опыт формирования общественных советов очень важен, и его следует максимально тиражировать.
«Второй момент: я думаю, что нужно и дальше распространять практику рейтингования общественных советов. Это станет отличным стимулом для эффективной работы», — отметил он.
Валерий Васильев, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК добавил, что ключевой проблемой, которую нужно решать, является участие депутатов муниципальных образований в деятельности общественных советов. Вопрос еще нуждается в проработке, но, по его мнению, депутаты, которые не получают вознаграждение, имеют право принимать участие в ОС по квоте.
«Следующий момент: как быть с иностранными агентами? В модельном законе пока этот момент упущен. Иностранные агенты не должны допускаться к работе в институтах гражданского общества. При министерствах формируются ОС из тех людей, которые знают проблематику, но они, к сожалению, действуют в интересах этого ведомства», — подытожил он.
Также в мероприятии приняли участие Анатолий Цыганков, заместитель председателя Общественной палаты Республики Карелии, Евгений Ралкин, заведующий сектором судебной защиты отдела правового обеспечения министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области, Иннокентий Ершов, эксперт ФГБУ «Экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», и другие.
По итогам работы круглого стола будет сформирована рабочая группа по подготовке модельного закона о формировании региональных общественных советов при органах исполнительной власти.
Фото: oprf.ru