Наталья Кравченко: «Важно организовать работу по развитию у детей инженерного мышления»
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин провел круглый стол на тему «Наставничество как элемент государственной политики в сфере образования», приуроченный к Году педагога и наставника.
Открывая круглый стол, Максим Гулин подчеркнул: «Сегодня нет единого подхода по необходимости регламентации процесса наставничества, нет критериев оценки эффективности этой деятельности. Поэтому важно обсудить проблемы при организации работы по наставничеству на всех уровнях образования — дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, выработать пути их решения и меры государственной поддержки».
Председатель Комитета Государственной думы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин поделился лучшими практиками предпринимательского наставничества с привлечением школ. Председатель Московской городской думы Алексей Шапошников подчеркнул: «Компании заинтересованы, чтобы выпускники ссузов и вузов приходили к ним максимально подготовленными и адаптированными к современному производству. В связи с этим особое значение при подготовке кадров для промышленных предприятий приобретает наставничество в форме “работодатель — студент”».
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ Наталья Кравченко акцентировала внимание на выработке у школьников инженерного мышления и воспитании поколения с базовым техническим профилем, обозначив роль наставничества в сфере образования в достижении технологического суверенитета в России.
«Мы считаем важным организовать масштабную работу по развитию у детей инженерного мышления через организацию работы на базе школ 20 тысяч инженерно-технологических кружков — в 2022 году Правительством РФ утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, где обозначена эта задача. Помочь педагогам в этом деле могут студенты-старшекурсники технических специальностей и кадры из промышленности в качестве наставников. Надо открыть им двери в школу», — сказала она.
Наталья Кравченко также предложила рассмотреть вопрос введения спецкурса по детской педагогике и психологии во всех без исключения вузах.
Глава профильной комиссии ОП РФ считает, что по аналогии с программой «Кадры для цифровой экономики» должна быть запущена программа «Кадры из промышленности в образование» с тем, чтобы каждый квалифицированный работник предприятий, имеющий потенциал наставника, мог бесплатно получить дополнительную квалификацию педагога и выйти в школу, колледж, вуз.
«Важно проработать на уровне регионов вопрос организации наставнического взаимодействия в работе со школьниками и студентами в решении не умозрительных, а реальных практических задач. Это другой уровень интереса и ответственности, польза региону и понимание молодежью своей востребованности на малой родине — а также то самое обучение служением, о котором мы теперь часто говорим», — отметила Наталья Кравченко.
Серьезные предложения в проект резолюции внесла председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина. Представители сферы образования высветили риски и затруднения, которые в целом могут объясняться отсутствием единого подхода в сфере наставничества в регионах, неразработанностью общих оснований и критериев для оценки эффективности и результативности программы наставничества. Особо были выделены предложения, связанные с оплатой труда и поощрения наставников.
Заведующий кафедрой образовательного права МГЮА Вадим Чеха выделил межотраслевой характер наставничества, который проявляется не только в содержании, но и в типах взаимодействия. Учитывая большой общественный запрос, он готов совместно с Максимом Гулиным отработать законодательное закрепление отдельной нормы в законе «Об образовании», статьи, которая бы регламентировала все модели наставничества, имеющие место быть в сфере образования, для обеспечения основы дальнейших уровней правотворчества.
В мероприятии приняла участие группа молодежи, представляющая наставников по программе развития молодежного предпринимательства «Я в деле». Эта программа реализуется в 64 регионах страны и получила поддержку Президента России Владимира Путина для распространения в новых территориях.
Завершая работу круглого стола, Максим Гулин поблагодарил всех участников за ценные предложения и выразил общее мнение о том, что в Год педагога и наставника предстоит серьезно проработать меры государственной поддержки наставничества в сфере образования с выходом на межведомственный уровень.
Прямую трансляцию обсуждения посмотрели во всех субъектах Российской Федерации, в очном формате в работе круглого стола приняли участие более 50 человек: депутаты Госдумы, ведущие эксперты и специалисты сферы образования и науки (представители Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзора, Росмолодежи, Общественной и Счетной палаты России, Общероссийского профсоюза образования), представители образовательных учреждений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования г. Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинской, Свердловской, Еврейской автономной областей, общественных организаций и СМИ.
Фото: oprf.ru