Елена Шаройкина: «Для формирования экологической культуры необходим интегральный подход»
О растущей важности решения вопросов формирования экологической культуры рассказала председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды и Координационного совета по экологическому благополучию при ОП РФ Елена Шаройкина в ходе круглого стола «Экологическая культура: в чем общественная выгода?».
Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по экологии и охране окружающей среды совместно с Координационным советом при ОП РФ по экологическому благополучию при экспертной поддержке научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования.
Елена Шаройкина напомнила участникам дискуссии слова Владимира Путина о том, что главными задачами в области охраны окружающей среды сегодня являются создание современной инфраструктуры для эффективного обращения с отходами производства и потребления, переход предприятий на передовые технологии, совершенствование системы мониторинга качества воздуха, почвы и воды, формирование высокой экологической культуры в обществе и формирование экологической культуры.
Кроме того, в новой Конституции РФ в статье 114 (пункт Е 6) закреплена государственная задача о создании условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры — воз и ныне там.
Тем не менее, отметила Елена Шаройкина, по разным причинам и, несмотря на множественные попытки, в России пока не создана и не запущена государственная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для содействия развитию в России экопросвещения и образования при Координационном совете по экологическому благополучию при ОП РФ была создана одноименная рабочая группа.
По словам Елены Шаройкиной, эксперты проанализировали систему нормативного правового обеспечения и шаги, предпринятые на государственном уровне по созданию в России такой системы, и разработали модель и план действий, необходимых для внедрения системы экообразования и просвещения на уровне государства, а также ряд решений, которые возможно реализовать на федеральном уровне при поддержке общественного сектора.
«Наша задача — обсудить существующие барьеры и пути их преодоления для эффективного решения задачи по построению системы непрерывного экологического образования и просвещения как базового условия для устойчивого развития России», — сказала спикер.
Экологическая культура и формирование экологической осознанности играют принципиальную роль с фокусом на изучение взаимосвязи и взаимозависимости всех живых существ, необходимости сохранения планеты для ныне живущих и будущих поколений, понимании собственной роли в воздействии на окружающую среду и его минимизации, считает Елена Шаройкина.
Эксперт подчеркнула, что речь должна идти о стратегии развития страны и всего человечества не на три, пять, 10 лет, а далее. А проблема формирования экологической культуры — это комплексная задача, которую необходимо решать при поддержке и Министерства культуры РФ, и Министерства просвещения РФ, и Министерства науки и высшего образования РФ, и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, и Министерства финансов РФ и т. д.
В завершение своего выступления Елена Шаройкина подчеркнула, что не будет качественной реформы ТКО без экологического образования и просвещения.
Член Координационного совета по экологическому благополучию при ОП РФ, куратор по вопросам взаимодействия с органами власти, общественностью и СМИ, член научного совета по проблемам экологического образования РАО Лариса Шмелькова отметила, что российское законодательство в сфере экологии требует устранения противоречий, систематизации, четкого определения терминов «экологическая культура», «экологическое образование» и пр. Различное понимание терминов приводит к произвольному трактованию установленных законодательством норм Если понятийный аппарат неоднозначен, то и задачи не будут четко исполняться, считает эксперт.
Также среди проблем, требующих оперативного и системного решения, она обозначила отсутствие единой методологии экообразования и просвещения, непонимание цели экообразования и просвещения, отсутствие целевых показателей сформированности экокультуры как интегрального результата экообразования и просвещения, а также отсутствие способов, методов, средств достижения заявленной цели.
По словам директора движения ЭКА, руководителя рабочей группы по экообразованию и экопросвещению Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию Елены Гороховой, пока при всем многообразии активностей в теме экообразования и просвещения в России не сложилась системная работа, которая позволила бы увидеть общую картину и получить реальный эффект от «бурной деятельности».
Экологическая культура — это биосферосовместимый образ жизни, сказал академик РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, д.п.н., профессор Анатолий Захлебный. Он напомнил собравшимся, что в 1965–1970 годах Международная биологическая программа объединила 63 страны мира и 20 международных организаций для подсчета биоресурсов биосферы. Тогда эксперты впервые в истории человечества пришли к выводу, что биосфера Земли в опасности. С этой тревожной информацией глобального масштаба от имени ООН они обратились к правительствам всех стран. В результате до 1972 года в большинстве развитых стран оперативно были созданы природоохранные ведомства, комитеты по экологии и т. д.
«Тогда, в семидесятые годы, на Земле жили около четырех миллиардов человек. А в конце 2022 года ООН зафиксировала рождение восьмимиллиардного жителя нашей планеты. Расчеты специалистов говорят о том, что биосфера планеты может устойчиво кормить около миллиарда человек, а нас в восемь раз больше. Поэтому сегодня важнейшая социальная задача национальных систем образования и просвещения формировать культуру на принципах биосферосовместимого образа жизни», — добавил он.
Спикер отметил, что России необходим федеральный закон по экологическому образованию. По Конституции РФ для принятия федерального закона полагается, чтобы половина субъектов РФ имели региональные законы по экообразованию. Сегодня в стране лишь 34 субъекта РФ имеют региональные законы по экообразованию.
«Когда будет принят федеральный закон, то появится надежда на то, что формирование экологической культуры будет носить предписывающий характер. А пока этот важный социальный процесс имеет пожелательный статус: желают и делают, не желают — не делают, а процесс разрушения биосферы идет убыстряющимся темпом», — подчеркнул Анатолий Захлебный.
Тема круглого стола находится на стыке устойчивого развития, частью которого является экология, и образования, уверена Ирина Архипова, профессор НИУ «Высшая школа экономики», директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию KraftHeinz Россия. Цель номер четыре ЦУР ООН — образование, без него мы не сможем принять те вызовы, которые обозначены в 16 других целях. В соответствии с задачей 4.7 к 2030 году мы должны обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, сказала она.
Но для решения этой амбициозной задачи как минимум необходимо разработать профессиональный стандарт специалиста в области устойчивого развития, чтобы понимать, какими компетенциями должен обладать выпускник вуза, считает эксперт.
«Интерес к теме у вузов очень высокий. Большинство вузов в той или иной форме интегрируют образование в области устойчивого развития. Уже запущены бакалавриат, магистратура, ДПО, MBA, курсы онлайн и офлайн. Выбор есть! Но количество должно перейти в качество. Пока нам не хватает педагогических кадров. Мы так быстро продвигали эту тему, что сообщество педагогов не успело сформироваться. А чтобы вырастить педагогические кадры, требуются годы. Кроме того, академическое сообщество не всегда успевает за реальной практикой, а практики не обладают методологией обучения. И здесь нам нужно обеспечить синергию», — подчеркнула Ирина Архипова.
Также она коснулась вопросов дефицита качественной учебно-методической литературы. «Самое главное, говоря об экологическом образовании или образовании в области устойчивого развития, мы говорим не только о знаниях, но и о поведенческой модели, об образе мышления. А это формируется с детства. Поэтому концепция непрерывного образования, начиная с дошкольного и среднего образования, является залогом реальной, а не декларативной трансформации общества», — уточнила она.
Юлия Ханьжина, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) в своем выступлении обратила внимание на третью миссию университетов.
«Это тот блок, который зашит в деятельность университетов и работу со студенческим сообществом относительно вовлечения ребят в другую активность, кроме обучения. Это тема социального служения, которое реализуется через волонтерство, что в повестке экологической культуры является важнейшей частью», — отметила спикер, подчеркнув, что уже сегодня в регионах реализуется множество практик, которые имплементируются в систему неформального образования, дошкольного образования.
Кроме того, она рассказала о необходимости формирования «Атласа новых профессий» с точки зрения ESG и потребностей бизнеса, который точно понимает компетентностный и квалификационный профиль своих будущих сотрудников. Как будет выглядеть картина подготовки кадров под ESG-повестку в 2035 году, какие компетенции появятся впервые, какие дополнительные модули должны быть встроены в текущую образовательную деятельность по климатической повестке или по экотехнологиям — вот вопросы, на которые бизнес уже сейчас должен отвечать, считает эксперт.
В ходе круглого стола эксперты сошлись во мнении, что система образования должна работать на опережение: бизнес не всегда понимает, как он будет развиваться, у него нет для этого времени, компетенций и фокуса.
Подводя итоги заседания, Елена Шаройкина сказала: «Очевидно, что без развития экологического самосознания, культуры, образования, которые должны сформировать иное отношение людей к обустройству своей жизни и освоению ресурсов, человечеству сегодня не обойтись. Тем более это актуально для России — страны с самыми богатыми, разнообразными и уникальными природными ресурсами, которые требуют бережного и ответственного подхода и обращения. И осознавать это должен каждый человек без исключения. В том числе это касается и сектора государственного управления. Ведь главные выгоды для общества от развития экологической культуры — это, как бы пафосно ни звучало, выживание и сохранение здоровья, которое, в свою очередь, зависит от чистоты воздуха, воды и почв, устойчивых лесных покровов, чистых океанов и богатого биоразнообразия».
Фото: oprf.ru