Молодые кадры и работодатель: в чем ключевые компетенции и так ли необходимо наставничество
России нужны молодые кадры, которые в состоянии ответить на актуальные вызовы. Эту задачу поможет решить плотное взаимодействие российских вузов с потенциальными работодателями, заинтересованными в трудоустройстве их выпускников. К такому выводу пришли участники круглого стола «Качество высшего образования глазами работодателя», который 11 июля прошел на площадке Общественной палаты РФ по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки и Северо-Кавказского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
Участники дискуссии — представители коммерческих и производственных предприятий, авторитетных российских высших учебных заведений и общественных организаций обсудили лучшие практики подготовки студентов с точки зрения требований работодателя и попытались обрисовать идеальный портрет современного выпускника с его ключевыми компетенциями.
По мнению члена Комиссии по развитию высшего образования и науки, модератора мероприятия Азамата Тлисова, тема весьма актуальна в условиях серьезной перестройки отечественной экономики: «Без подготовленных кадров, которые в том числе удовлетворяют работодателя, отвечают современным тенденциям, обеспечивают необходимый рост производительности труда, очень сложно конкурировать на международном рынке и решать задачи, стоящие перед страной».
Азамат Тлисов рассказал об исследовании, которое на протяжении нескольких месяцев проводила ОП РФ вместе с коллегами из ряда ведущих университетов России. Оно было предпринято с целью выявить мнение работодателей об уровне подготовки молодых специалистов. В нем приняли участие более 1,2 тысячи предприятий страны, работающих в разных отраслях экономики.
«Мы понимаем, что именно система образования как фундаментальная модель подготовки кадров для экономики, обладает необходимым ресурсом и компетенциями, чтобы обеспечить тот прорыв, в котором нуждается страна. Говорить о необходимости изменения системы образования без участия работодателей нельзя. Чтобы построить диалог, мы и пригласили к участию в дискуссии ведущих специалистов в области подготовки и разработки образовательных программ и самих работодателей», — подчеркнул Азамат Тлисов.
Спикер добавил, что итоги исследования будут опубликованы на сайте ОП РФ и станут доступными для глубокого анализа.
Более подробно о самой методике опроса и полученных результатах поведала заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Светлана Алиева.
Она напомнила хорошо знакомый педагогический постулат, в соответствии с которым учебный процесс нужно организовывать, исходя из трех главных вопросов — кого учить, чему учить и как учить.
«Первый вопрос решает приемная комиссия, отбирая абитуриентов, готовых к обучению в вузах. Вопрос “как учить” решают методисты. А вопрос “чему учить” определяется заказчиками. Если в советское время заказчиком являлось государство, сегодня работают рыночные механизмы, их определяют работодатели, т. е. заказчики», — отметила Светлана Алиева.
Спикер рассказала, что при поддержке ОП РФ Северо-Кавказский институт — филиал РАНХиГС провел в компаниях, работающих в различных отраслях в 89 субъектах РФ, социологический анализ, чтобы понять, какие выпускники нужны работодателям. Экспертами выступали руководители и HR-менеджеры этих компаний, отметила она.
«Первый вопрос, который нас интересовал, — это насколько работодатели ориентированы на прием молодых специалистов. 63,4 процента опрошенных отметили, что последние два-три года они вели прием молодых специалистов. Дальше нас интересовал вопрос, какие проблемы существовали при трудоустройстве выпускников вузов. Среди главных проблем были названы завышенные ожидания по уровню оплаты труда, отсутствие профильного опыта работы, в том числе стажировок и практик, необходимость дополнительного обучения молодых специалистов», — рассказала Светлана Алиева о полученных результатах.
По словам спикера, большинство работодателей считает, что вузы дают выпускникам большую базу знаний, но для начала профессиональной деятельности требуется еще больше знаний.
«Далее мы считали индекс удовлетворенности работодателей полнотой сформированных у выпускников компетенций, необходимых для работы. На самом низком уровне, по мнению работодателей, находится умение молодых специалистов вести переговоры. Также они отметили необходимость повышения уровня практической подготовки. Так считают более 80 процентов работодателей», — добавила Светлана Алиева.
Результаты исследования показывают, что взаимодействие преподавателей и работодателей, очевидно, нужно усилить, продолжила спикер. Такое мнение высказали и работодатели в ходе опроса, предложив такие формы сотрудничества, как выполнение студентами выпускных квалификационных работ по заказу потенциальных работодателей, проведение практики студентов на предприятии, совместная реализация исследовательских проектов, отметила она.
Член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, проректор Тюменского университета по воспитательной работе Ольга Загвязинская рассказала про успешную практику, которую внедрил ее университет, — студенты, поступающие на обучение, могут выбирать себе элективы: «Работодателям предлагается стать соавторами элективных курсов для студентов. У нас более 500 элективов. Нам интересно, как другие вузы работают в этой сфере».
Также спикер полностью поддержала идею стажировок для преподавателей, так как многие педагоги оторваны от практики. Интересным является опыт демонстрационных экзаменов, добавила она.
По словам директора дополнительного офиса «Пятигорский» филиала №4 ПАО КБ «Центр-инвест» Юрия Калинина, филиал отбирает будущих сотрудников еще на этапе их обучения — для этого создан социальный проект под названием «Центр финансовой грамотности».
«Сюда попадают студенты, которые желают более глубоко изучить банковское дело. После прохождения этих курсов они уже довольно широко понимают, что такое банк, и у них есть возможность дальнейшего трудоустройства после выпуска», — отметил Юрий Калинин.
При отборе акцент ставится именно на личность студента, уточнил спикер. Он сообщил, что некоторые студенты учатся для хороших отметок, но на практике они не могут применить полученные знания.
«Мы ищем золотую середину, чтобы специалист умел общаться с коллегами, с клиентами, но чтобы одновременно обладал каким-то минимальным необходимым объемом знаний», — подытожил Юрий Калинин.
Директор Ресурсного центра поддержки добровольчества и гражданских инициатив Ставропольского края Джуна Гедугова считает, что возможность формировать полезные для будущей работы навыки молодым специалистам сегодня предоставляют общественные и волонтерские организации.
«Сегодня молодые люди имеют возможность начинать социально полезную деятельность уже с 14 лет. К моменту выпуска из университета у ребят есть возможность формировать целый блок полезных навыков. При этом волонтерская деятельность дает возможность молодым людям реализовать себя в абсолютно различных сферах», — полагает Джуна Гедугова.
По ее словам, организация, которую она возглавляет, приглашает к сотрудничеству молодых людей, которые пытаются себя реализовать в сфере ИТ, в качестве фотографов, авторов видео, специалистов SММ.
«У волонтеров есть настоящие стартапы. Сегодня государство дает прекрасную возможность их реализовать. С 14 лет уже можно получать грант от государства. Очень важно, чтобы молодые люди об этом знали и чтобы они принимали участие в таких проектах», — подчеркнула Джуна Гедугова.
Спикер напомнила, что по инициативе Президента РФ было учреждено Российское движение детей и молодежи, которое объединило огромное количество интересных инициатив и проектов. Участие в таких программах дает молодым людям возможность получить практические навыки, считает Джуна Гедугова.
Член ОП Московской области, GR-директор и директор департамента специальных проектов ООО «Хэдхантер» Виталий Терентьев считает, что к результатам проведенного опроса нужно подходить критически.
«Я приведу пример ИТ отрасли, которую хорошо знаю. Большинство крупных компаний создали в России собственные учебные заведения, учат студентов каким-то навыкам, выпускают на рынок, оставляя себе лучших. Если бы они были удовлетворены качеством высшего образования, наверное, эти структуры внутри крупных корпораций отсутствовали бы», — подчеркнул он.
Спикер рассказал об исследовании компании, в ходе опроса были получены данные о том, что 40 процентов выпускников вузов, даже престижных, не пробует начинать работу по специальности. Многие опрошенные жалуются на маленькие зарплаты, отсутствие возможностей карьерного роста, добавил он. С другой стороны, многие работодатели недовольны тем, что им приходится тратить огромные ресурсы на обучение поступающих к ним выпускников, сказал Виталий Терентьев.
Фото: oprf.ru