Гарантировать пациентам с ХБП диспансерное наблюдение на всех стадиях заболевания
Возможности совершенствования службы оказания медицинской помощи пациентам с хронической болезнью почек (ХБП) проанализировали участники круглого стола на тему «Клинические рекомендации и порядок оказания медицинской помощи пациентам с ХБП: ключевые изменения и решения». Мероприятие прошло 28 октября в Общественной палате РФ.
Участников дискуссии поприветствовала заместитель председателя Комиссии ОП РФ по здравоохранению, член ОП Нижегородской области Валентина Цывова. Она отметила, что на площадке ОП РФ неоднократно обсуждались вопросы совершенствования системы диспансерного наблюдения за пациентами с ХБП, особенно на ранних, преддиализных стадиях.
«Эти проблемы в результате несогласованности нормативных актов практически выпадают из наблюдения. И сегодня мы попробуем финализировать работу по гармонизации всех процессов оказания медпомощи пациентам на всех стадиях ХБП», — заметила Валентина Цывова.
Суть проблемы в том, что существуют некоторые правовые коллизии в нормативно-правовой системе, регулирующей оказание медицинской помощи по ХБП, пояснила медицинский директор медико-социальной платформы «Форсайт здоровья» Ольга Безменова. Прежде всего речь идет о 168-м приказе Минздрава России, утверждающем прилагаемый порядок проведения диспансерного наблюдения за взрослыми. Этот порядок не предполагает, что на диспансерный учет попадают пациенты уже на диализной стадии или непосредственно перед диализом. В результате наиболее перспективные пациенты — те, которым можно было бы отсрочить диализ и которые могли бы вести более полноценный, комфортный образ жизни, остаются без диспансерного наблюдения.
«Необходимо гармонизировать всю систему, касающуюся и клинических рекомендаций, и порядка оказания медпомощи, чтобы с этим опорным механизмом выйти на корректировки приказа. Брать пациентов на диспансерное наблюдение — святая обязанность специалистов, независимо от трактовок. Поэтому мы надеемся, что, пока происходит такая корректировка нормативной базы, Минздрав направит в регионы разъяснительные письма, чтобы на территориях уже могли происходить изменения, которые, по сути, и не противоречат исполнению данного приказа», — поделилась Ольга Безменова.
ХБП может быть реализовано только на ранних стадиях выявления руками первичного звена, убежден главный внештатный специалист нефролог Минздрава России, завкафедрой клиники ревматологии, нефрологии и профпатологи имени Е.М. Тареева Евгений Шилов. Сегодня же в результате отсутствия должного диспансерного учета в поле зрения специалистов пациенты с ХБП попадают не раньше третьей стадии заболевания, что в дальнейшем влияет и на качество их лечения, и на продолжительность жизни, рассказал он.
Главный нефролог страны выступает за персонализированный и междисциплинарный подход к лечению кардиоренометаболических болезней.
«Текущий порядок оказания медицинской помощи предполагает, что врачи-нефрологи осуществляют динамическое наблюдение пациентов с ХБП вне зависимости от ее причины и стадии не менее четырех раз в год. Корректировка же предлагает, что динамическое наблюдение пациентов с ХБП стадии 1–3а возлагается на врачей-терапевтов не менее четырех раз в год, а на врачей-нефрологов — динамическое наблюдение пациентов с ХБП стадии 3б–5 не менее четырех раз в год», — рассказал Евгений Шилов.
По мнению эксперта, такой порядок снизит нагрузку на врачей-нефрологов, которых в нашей стране, как и во всем мире, критически не хватает, кроме того, это повысит шансы пациента на благоприятное течение заболевания.
Практикой организации эффективной медицинской помощи пациентам с ХБП в Москве, где был реализован новый стандарт центров цифровой компетенции, поделился руководитель Московского городского научно-практического центра нефрологии и патологии трансплантированной почки, главный внештатный специалист нефролог Департамента здравоохранения Москвы Олег Котенко. Такие центры, рассказал он, создаются на базе многопрофильных стационаров, где сконцентрированы лучшие медицинские кадры, собрана мощная диагностическая база, ведется амбулаторный прием пациентов, работают дневной и круглосуточный стационар. Самое главное — здесь обеспечивается качество нефрологической помощи, включающее такие критерии, как доступность, адекватность, преемственность, стабильность, эффективность.
«Так, в структуру региональных нефрологических центров могут входить многие кабинеты, которые в старом порядке даже не отражаются. Старый порядок — анахронизм, он выполнил работу, которая была необходима для ликвидации дефицита недостатка диализных мест. Но сейчас другая ситуация, мы должны вести регистр, мы должны замедлять прогрессирование почечной недостаточности и делать это вместе с терапевтами, кардиологами и эндокринологами», — убежден эксперт.
Мнение специалистов поддержали пациентские организации. Председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» Галина Горецкая обратила внимание, что наблюдение пациента должно вестись сразу же при обнаружении ХБП — при позднем обнаружении нет времени на подготовку к диализу, а экстренный диализ плохо переносится пациентами. Более того, заметила она, примерно треть пациентов вообще не состоит на диспансерном наблюдении на до диализной стадии. Она выступила за изменение соответствующих законодательных документов.
Участники круглого стола отметили, что еще в мае текущего года проект нового порядка был направлен в Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Минздрава России для поучения экспертного заключения. Ответ до сих пор не получен. Эксперты пришли к решению, направить в учреждение запрос от ОП РФ о судьбе документа. Еще один вариант развития события — направление указанного проекта напрямую в Минздрав России от имени главного внештатного специалиста нефролога Минздрава России Евгения Шилова, это не противоречит существующей процедуре.
Фото: oprf.ru