05.04.2017

«Круглый стол» на тему «Общественный контроль: правовые и организационные проблемы и пути их решения (на примере Смоленской области)»

Уполномоченный по правам человека в Смоленской области инициировал проведение «круглого стола». Его организаторами, помимо Уполномоченного, стали Департамент Смоленской области по внутренней политике, Совет муниципальных образований Смоленской области, Общественная палата Смоленской области, Смоленское отделение гуманитарно-политологического Центра СТРАТЕГИЯ (СПб).

В работе форума приняли участие заместитель Губернатора Смоленской области К.В. Никонов, председатель региональной Общественной палаты Н.Е. Мажар, руководитель Исполнительного комитета Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Смоленской области Н.А. Семенцова, депутаты областной Думы, руководители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, члены общественных советов при органах исполнительной власти, члены общественных советов муниципальных образований, представители ряда некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере и сфере защиты прав граждан.

Открывая «круглый стол» Уполномоченный по правам человека в Смоленской области А.М. Капустин заметил, что «основной задачей любого демократического государства является обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Своими действиями органы власти призваны создавать условия для поступательного, гармоничного развития социально-экономических, политических, общественных структур и институтов в стране. При этом, как показывает мировой и российский опыт, власть наиболее добросовестно и эффективно выполняет свои обязанности при наличии устойчивой обратной связи и контроля со стороны общества. Общественный контроль, безусловно, способствует становлению и развитию правового государства. Но для выполнения данного условия в первую очередь сам контроль должен обрести правовые формы. Ведь способность самого общества к контролю над властью и есть признак гражданского общества».

В ходе работы «круглого стола» были рассмотрены вопросы, связанные с перспективами системного совершенствования правовых основ организации и осуществления общественного контроля на территории Смоленской области. Обсуждены критерии деятельности субъектов общественного контроля, их взаимодействия с общественными институтами, в т.ч. с Общественной палатой Смоленской области, Региональным отделением Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Смоленской области и др.

Выступающие отмечали, что необходимо совершенствовать законодательство. И в первую очередь Федеральный закон «Об общественном контроле в Российской Федерации». С другой стороны были вынуждены констатировать, что у значительной части субъектов общественного контроля отсутствуют познания в практической реализации положений вышеуказанного Федерального закона. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, тем, что не определен чётко субъект, который каким-либо образом осуществлял бы координирующую роль в формировании единого подхода к правоприменению положений Федерального закона, отсутствуют какие-либо методические рекомендации, направленные на детальное раскрытие механизма осуществления общественного контроля в той или иной форме.

Крайне слабо вовлечены в данный процесс иные, не относящиеся к субъектам общественного контроля, общественные структуры, в том числе

правозащитные и социально ориентированные, что заметно снижает и сужает эффективность действий данного института.

В связи с изложенным, исходя из полномочий, которыми наделяются региональные общественные палаты Российской Федерации согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественной палат субъектов Российской Федерации» в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, участники «круглого стола» предложили создать на площадке Общественной палаты Смоленской области рабочую (методика — аналитическую) группу, которая выработала бы единые критерии и подходы к деятельности субъектов общественного контроля на территории Смоленской области.