С какими проблемами сталкиваются туристы в летний сезон 2019 года
Промежуточные итоги горячей линии Общественной палаты РФ по защите прав российских туристов, оказавшихся в сложной ситуации на территории России или за рубежом, подвели на пресс-конференции в «Парламентской газете» 31 июля.
Инициатор горячей линии председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина напомнила, что в этом году также была открыта специальная горячая линия для мониторинга ситуации с детским отдыхом на территории России.
«По состоянию на конец июля в Общественную палату РФ суммарно поступило 438 обращений: 385 сигналов от туристов (78 процентов из России, 22 процента из-за рубежа) и 53 обращения, касающиеся детского отдыха», – привела цифры она.
Традиционно большое количество обращений (39 процентов) поступило по поводу некачественного сервиса в местах отдыха.
«Были случаи, когда людей не заселяли в гостиницу или туристов не забирал трансфер из аэропорта, оставляло желать лучшего обслуживание в номерах и на территории гостиниц, кафе, баров и других туристических мест, – рассказала Елена Сутормина. – Так, отдыхающие на российских морских курортах (Анапа, Сочи, Крым) жаловались на санитарное состояние набережных и пляжей (в основном это касалось мусора, который скапливался на пляжах), на незаконные действия фотографов с животными, а также на то, что в местах отдыха велись строительные работы».
Россияне также жаловались на недобросовестных туроператоров, которые не выполняли свои обязательства. В частности – не предупреждали заранее граждан о различных проблемах или собирали неполный пакет документов, из-за чего туристы не могли выехать на отдых – таких обращений было 35 процентов.
«Были и сигналы из аэропортов по поводу задержки рейсов (12 процентов обращений). В частности, это касалось международных чартеров, которые бронировали туроператоры. Например, среди последних – чартерный рейс из Черногории в Москву оператора TUI, который задержали на шесть часов, чартерный рейс компании Azur Air Москва – Анталия, который был задержан в Турции на 16 часов из-за неисправности самолета», – сказала общественница.
Еще одна проблема, с которой обращались на горячую линию, – получение медицинской помощи за рубежом при отсутствии оформленной страховки (семь процентов обращений).
«К сожалению, на сегодняшний день люди, которые покупают себе отдых самостоятельно, пренебрегают оформлением страхового полиса. Мы призываем всех туристов, даже если туры уже куплены, озаботиться приобретением медицинской страховки», – добавила она.
Елена Сутормина отдельно остановилась на ситуации с детским отдыхом:
«Конечно, мы не можем не упомянуть о страшной трагедии, которая произошла в детском палаточном лагере в Хабаровском крае. Там были выявлены нарушения, поэтому нужно всегда проверять все документы перед тем, как отправлять ребенка в лагерь, это очень важно».
«Мы будем выступать с инициативой о создании единого федерального открытого реестра (подобный реестру малого и среднего предпринимательства), где будет содержаться информация обо всех лагерях и об их соответствии нормам и стандартам. Если организацию исключают из этого реестра, это автоматически сигнал о том, что найдены нарушения», – заявила член ОП РФ.
Она отметила, что во всех субъектах РФ эти реестры есть, но где-то их трудно найти, где-то они сложночитаемы. Для того чтобы эта информация была более доступной, и необходимо создать единый реестр лагерей, работающих по всей стране.
На конференции выступил член координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ Сергей Менделевич:
«Пожар в “Холдоми” – это большая трагедия, но это не значит, что палаточные лагеря – это очень опасно. Я утверждаю, что палаточные лагеря ничуть не опаснее, чем другие виды отдыха. Не нужно лишать детей такого отдыха, который является полезным не только с точки зрения здоровья, но и с педагогической точки зрения, потому что в таких лагерях дети проявляют больше самостоятельности. Нельзя повально закрывать лагеря и выталкивать детей в неорганизованный отдых. Официальная статистика говорит о том, что в лагерях в разы безопаснее, чем на дачах и в городе. В лагерях погибают единицы, а на неорганизованном отдыхе – сотни детей. В одних только ДТП дети погибают каждый день».
Начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Евгений Куделя рассказал о том, что Ростуризм осуществляет мониторинг ситуации, связанной с отдыхом наших граждан как в России, так и в зарубежных странах.
«В России на сегодняшний день отдыхать безопаснее, чем даже в некоторых европейских странах. Мы рекомендуем тем, кто едет на отдых, хоть внутри страны, хоть за рубеж, пользоваться услугами туроператора. Это сегмент, который достаточно хорошо зарекомендовал себя, там есть ответственные, есть с кого спросить, есть соответствующие фонды, которые, если что-то случится, смогут компенсировать затраты пострадавшим. Те, кто самостоятельно планирует свой отдых, безусловно, имеют большую свободу действий, на чем-то даже экономят, но бывают чрезвычайные ситуации, как это было в прошлом году в Таиланде в сезон дождей: представители туроператоров на местах оперативно вывезли своих подопечных, а те, кто самостоятельно добирался, ждали две недели и жили за свой счет. Поэтому те механизмы, которые существуют на сегодняшний день и в рамках которых работает туроператорское сообщество, достаточно оптимальны», – рассказал он.
Первый заместитель генерального директора Росавтотранса Руслан Лужецкий согласился с тем, что те люди, которые заказывают туры самостоятельно, сами несут ответственность за свою безопасность и не всегда понимают все тонкости перевозок и те опасности, которые их могут подстерегать.
«Хотелось бы посоветовать тем, кто едет на заказном автобусе, помнить, что у нас введено обязательное лицензирование всех автобусных перевозок, и проверить, есть ли лицензия у вашей компании-перевозчика. Если да, значит ваша компания проверена, у нее существует определенный ответственный за безопасное движение, проверена техническая исправность и ваша поездка будет значительно безопаснее», – сказал он.
По его словам, одна из проблем – это агрегаторы перевозок, такие как «Блаблакар».
«Под видом попутчиков часто выступают люди, которые проводят регулярные сообщения, особенно на таких направлениях, как Москва – Крым, Москва – Севастополь. За рулем могут находиться непроверенные люди без опыта вождения, могут быть технически неисправные машины, поэтому, обращаясь к таким перевозчикам, вы сами несете ответственность за свою безопасность. Для тех же, кто пользуется регулярными маршрутами, на сайте нашего агентства и Минтранса России существует реестр, в котором указаны все маршруты и который говорит, что все документы у компании проверены, она осуществляет регулярную перевозку и несет за нее ответственность: есть страховка на пассажиров, существует порядок замены автобуса и т.д.», – рассказал Лужецкий.
Директор Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Леонид Проценко также подчеркнул, что перед тем, как отправлять ребенка в лагерь, нужно проверить, кто руководит лагерем – профессионалы или профаны.
«Для этого в первую очередь нужно вскрыть систему реестров: в реестры внесены на 100 процентов “белые” организации. Также нужно заглянуть на сайт лагеря: у приличных компаний на сайте есть лица руководителей лагеря, лица вожатых», – сказал он.
По его словам, если при составлении договора организация не запросила никаких справок и документов (хотя бы справку о состоянии здоровья 86/у), это должно вызвать серьезные подозрения у родителей.
Фото: pixabay.com