23.08.2019

Людмила Дудова: «Важно создать единую и всеобщую систему повышения квалификации преподавателей»

22 августа в Санкт-Петербурге на базе старейшего педагогического вуза – Российского государственного педагогического университета имени Герцена – прошли общественные слушания «Система непрерывного педагогического образования: миссия и роль в реализации Национального проекта “Образование”».

Актуальность темы связана с рядом факторов: внедрение профессионального стандарта педагога, внедрение программы учительского роста, возрастание требований к учителю в широком смысле этого слова.

В обсуждении помимо руководителей и сотрудников образовательных учреждений приняли участие представители профессиональных педагогических сообществ и общественных организаций, велась прямая трансляция в интернете.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова напомнила собравшимся о направлениях национального проекта «Образование», обозначив задачи, которые нужно решать незамедлительно, например, оснащение вузов страны оборудованием, развитие их инфраструктуры, ведь по этим параметрам многие из них значительно отстают от учреждений общего образования.

Кроме этого, важную роль играет создание единой и всеобщей системы повышения квалификации преподавателей. Именно это зафиксировано в нацпроекте «Образование». Людмила Дудова подчеркнула, что система непрерывного педагогического образования – один из важнейших институтов, без которого реализация всего приоритетного национального проекта не может быть эффективной.

Ректор РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Богданов отметил:

«Вопросы образования настолько важны сейчас, мы сталкиваемся с таким количеством вызовов, что только общими усилиями можно дать на это достойный ответ и построить эффективную работу в этой области. Все вместе мы должны сформировать эффективную саморазвивающуюся образовательную экосистему, в которой каждый может найти свое место».

Примером такой системы стали «Педагогические сезоны» на территории открытого кампуса РГПУ им. Герцена. Уже можно сказать, что этот опыт получился успешным: за два месяца было проведено около 200 образовательных мероприятий, которые посетили более 20 тысяч человек – петербуржцы и гости города от мала до велика. Более того, для осуществления проектов «Педагогических сезонов» используются ресурсы не только РГПУ, это своего рода магнит для людей, связанных с образованием. За это время 35 организаций уже начали сотрудничать с «Педагогическими сезонами», и это только начало. В ближайших планах университета – создание парка образовательных технологий.

Специальным разделом общественных слушаний стала конференция «Образование и гражданская идентичность: актуальные вопросы и проблемы (в контексте национального проекта “Образование”)», подготовленная кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета.

Министерство просвещения, Министерство науки и образования большое внимание уделяют созданию единого образовательного пространства, которое позволит обеспечить возможность гражданской самоидентификации. Накануне, 21 августа, состоялось заседание рабочей группы по обсуждению нового варианта федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), и в сентябре они должны пройти общественное обсуждение. Это общее основание должно объединить все регионы нашей страны.

«Россия – многорегиональная, многонациональная страна, и единое образовательное пространство необходимо нам как воздух», – считает Сергей Богданов.

Одним из важных звеньев системы педагогического образования являются педагогические колледжи, представители которых также приняли участие в обсуждении.

«Истоки профессионального образования – это профориентационная работа, направленная на то, чтобы воспитателями, учителями, преподавателями становились не случайные люди, а те, кто любят и умеют учиться и отдавать себя и свои знания другим», – убеждена директор санкт-петербургского Некрасовского педагогического колледжа Татьяна Голядкина. Дни открытых дверей в вузах и колледжах, дни профориентации в школах, работа по созданию профильных педагогических классов, движение «WS-юниоры» – все это звенья, уже прочно встроенные в систему непрерывного педагогического образования.

В Санкт-Петербурге внедрена система дуального образования, при которой партнеры колледжей – лучшие образовательные учреждения города – участвуют в образовательном процессе: заказывают темы, являются экспертами на предзащите и защите выпускных квалификационных работ, предоставляют места для практики.

Система дополнительного профессионального образования предоставляет педагогам возможность пройти переподготовку и курсы повышения квалификации. В Санкт-Петербурге в эту систему входят РГПУ им. А.И.Герцена, педагогические колледжи, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, информационно-методические центры в каждом из 18 районов города.

«Мы тесно работаем с Герценовским университетом, в частности с Институтом детства. Университет обеспечивает нашим выпускникам возможность ускоренного обучения, – заметила Татьяна Голядкина. – И в области дополнительного образования мы работаем вместе: ориентируемся на то, какие программы реализуются в конкретных образовательных учреждениях, где есть пробелы или ниши, чтобы восполнить возникающий дефицит педагогических знаний для тех, кто уже работает в образовательных учреждениях».

В результате общественных слушаний будут подготовлены предложения и рекомендации для органов исполнительной и законодательной власти, Федерального учебно-методического объединения по педагогическому образованию.