Корпоративная социальная ответственность и COVID-19: трансформация бизнеса
10 апреля на онлайн-площадке Общественной палаты РФ прошла презентация доклада «О социальных инвестициях в России – 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития», подготовленного Ассоциацией менеджеров совместно с институтом «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании «СИБУР».
По словам авторов доклада, резкое обострение глобальных проблем не просто ставит перед мировым бизнесом новые задачи, но объективно требует трансформации его стратегических приоритетов. Пандемия COVID-19 драматично иллюстрирует скорость взаимосвязанных изменений экологического, социального и экономического характера, влияющих на корпоративные и бизнес-стратегии, на все элементы корпоративной социальной деятельности.
«Мы видим, как компании меняют бизнес-процессы для того, чтобы выплачивать зарплаты, чтобы поддержать своих сотрудников, и для того, чтобы помочь всем нам достойно пройти этот период», – сказал модератор вебинара член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.
Председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию Ассоциации менеджеров, вице-президент по корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина подчеркнула, что именно в этой экстраординарной ситуации проверяются на истинность те программы и заявления, которые делали компании, отмечая среди своих важнейших ценностей заботу о людях.
«В соцсетях предъявляются большие счета некоторым корпорациям, которые много говорят о своей социальной ответственности. При этом сейчас они предлагают пониженную зарплату, кто-то и вовсе сокращает сотрудников. Получается, что на практике они не так уж соответствуют тому благому намерению, о котором привыкли заявлять», – сказала она.
В свою очередь Вадим Ковалев поблагодарил все компании, которые проявляют социальную ответственность не только на словах, но и на деле:
«Я могу очень долго перечислять все бренды, которые сейчас по всей стране помогают волонтерам, помогают больницам. Мы закупили на какие-то колоссальные суммы необходимую технику, антисептики, маски и перчатки. Есть огромное количество вдохновляющих примеров компаний, которые вовлечены в корпоративную социальную ответственность и не только оперативно реагируют на потрясения, но и с гордостью из них выходят. А самые успешные из них открывают для себя новые рынки и новые перспективы для своего бизнеса».
Руководитель авторского коллектива доклада, директор Центра корпоративной социальной ответственности «ПрайсвотерхаусКуперс» института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета Юрий Благов отметил, что в сложившихся условиях возрастает внимание к ответственному поведению бизнеса, к роли межсекторного взаимодействия (государственной поддержке), а также к переоценке модели корпоративной социальной ответственности (КСО) и тенденции ее трансформации.
«Пандемия коронавируса – это частный случай обострения глобальных проблем, который трансформирует все: взаимодействие бизнеса с обществом, весь бизнес в целом и модель поведения каждой отдельно взятой компании», – заявил он.
«Наш доклад, в котором мы попытались рассмотреть основные тенденции трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития, приобрел сегодня дополнительную актуальность, поскольку ситуация, с которой сейчас столкнулся бизнес, – это своего рода тест на выживание. Тест на то, в какой степени бизнес в состоянии быстро и адекватно реагировать на подобный кризис», – добавил Юрий Благов, отметив, что общая идея доклада состоит в том, что КСО интерпретируется как корпоративная устойчивость.
Директор по обеспечению поддержки бизнеса в регионах присутствия компании «СИБУР» Станислав Каспаров также отметил, что сегодня доклад актуален как никогда:
«По сути, сегодня мы стоим в той самой точке, когда было до и будет после. Нам всем нужно действовать оперативно и реагировать на те вызовы, которые бросает сегодняшняя ситуация. Доклад станет отправной точкой для этого перехода».
В докладе представлен анализ текущего состояния и основных тенденций развития корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций российских компаний за период с 2014 по 2019 год. Отмечены общее соответствие российского бизнеса общемировой тенденции к трансформации в интересах устойчивого развития. Выявлены актуальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех заинтересованных сторон.
Результаты проведенного исследования адресованы лидерам делового сообщества и менеджерам российских компаний, а также представителям некоммерческих организаций и органов государственной власти, связанных с практикой ответственного ведения бизнеса.