27.04.2022

ОП РФ предложила инструменты развития электротранспорта в России

Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды подготовила рекомендации по вопросам развития электротранспорта в России.

Эксперты предложили разработать комплекс мер для стимулирования перехода населения на электротранспорт. Среди них освобождение владельцев электротранспорта от транспортного налога, предоставление им бесплатной парковки и внедрение льготных кредитов на электромобили.

«В конце августа прошлого года Правительство РФ утвердило концепцию развития электротранспорта до 2030 года. Согласно планам, каждый десятый выпускаемый в нашей стране автомобиль будет электрическим, а число зарядных станций составит 72 тысячи. Безусловно, это будет способствовать решению проблемы выхлопных газов в крупных городах, которые крайне негативно сказываются на здоровье жителей. Однако ключевым посылом резолюции является обеспечение экологической безопасности. До сих пор в России нет ни одного завода, способного утилизировать литий-ионные аккумуляторы. Госкорпорация “Росатом” в настоящее время строит первое такое предприятие в Нижегородской области», – сказала Елена Шаройкина, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.

Она отметила, что развитие электротранспорта не должно наносить ущерба окружающей среде, а без должной утилизации аккумуляторов и батарей, равно как и четкой системы по учету и контролю их сбора, транспортировки и переработки, это неизбежно. Используемые в электромобилях батареи и аккумуляторы содержат значительное количество редких металлов, кислот и других дополнительных полезных ресурсов, и их извлечение в рамках утилизации будет способствовать ресурсосбережению и позволит вовлекать в промышленное производство продукты рециклинга.

Кроме того, важно сформировать программы расширенной ответственности для производителей электротранспорта в части оборота, утилизации, переработки батарей и аккумуляторов, включая возможность субсидирования обратного выкупа (замены) батарей у покупателей. Эксперты ОП РФ отметили, что также необходимо провести анализ доступных технологий производства электрооборудования с привлечением широкого круга научного и экспертного сообщества и разработать специальные программы вторичного использования литий-ионных батарей и аккумуляторов в стационарных системах накопления.

Развитие электротранспорта эксперты обсудили в рамках круглого стола «Переход на электротранспорт и углеродная нейтральность: экологические перспективы, возможности и вызовы» в Нижнем Новгороде 15 июня и круглого стола «Эффективные решения для развития электротранспорта в России» в здании ОП РФ 21 июля 2021 года.

По мнению участников мероприятий, Россия обладает необходимым потенциалом для того, чтобы претендовать на мировое лидерство в достижении углеродной нейтральности. Более того, в настоящее время ряд российских автопромышленных компаний уже осуществляет производство электротранспорта.

Вместе с тем производство электромобилей требует значительных финансовых затрат, и существующие отечественные производственные технологии не позволяют в достаточной мере снизить цены на электромобили и электробусы до уровня, удовлетворяющего запросы рынка. Поэтому необходимо создать отечественную компонентную базу, чтобы снизить зависимость отечественных производителей от импорта электронной продукции. Кроме того, нужно выработать меры, направленные на стимулирование отрасли и поэтапное развитие конкурентоспособности электротранспорта.

Сейчас в ряде регионов применяются определенные стимулирующие меры для владельцев электромобилей, например предоставление бесплатных парковочных мест и освобождение от уплаты транспортного налога. По мнению экспертов, этот положительный опыт необходимо распространить на всю Россию.

Одним из основных препятствий для развития электротранспорта, по мнению экспертов ОП РФ, является отсутствие сети доступных зарядных станций. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 2020 года № 1753 автомобильные дороги должны быть оснащены заправочными станциями, включая зарядные колонки. Тем не менее на практике указанные требования не выполняются. Участники обсуждений предположили, что это связано с отсутствием заинтересованности в размещении зарядных станций со стороны нефтегазовых компаний.

Отдельно ОП РФ призвала проработать вопрос о модернизации системы профессионального обучения в целях подготовки профессиональных кадров для производства, эксплуатации и обслуживания электротранспорта и включить установку зарядных станций и дополнительных парковочных мест для электротранспорта в планирование электросетей при комплексном развитии территорий.

Фото: Анастасия Разумная