Как воспитать патриотизм в сердце, разуме и душе молодежи?
6 июня на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялось заседание экспертного совета по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр».
Экспертный совет создан в апреле 2022 года. В нем сформированы восемь рабочих групп: по развитию научного потенциала в сфере гражданско-патриотического воспитания, по координации патриотических мероприятий, по историческому просвещению, по информационному освещению системы патриотического воспитания, по совершенствованию методической и нормативно-правовой системы патриотического воспитания, по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи и подготовке граждан к военной службе, по увековечению памяти погибших при защите Отечества, рабочие группы в рамках окружных образовательных форумов для представителей сферы патриотического воспитания.
Председатель эсовета, заместитель Секретаря ОП РФ Александр Школьник отметил, что задача экспертного совета – это не проведение мероприятий, а выработка конкретного инструментария, проведение исследований, мониторингов, экспертные обсуждения проблемных вопросов сферы для того, чтобы предложить конкретные решения для страны.
«Очень важно не только спланировать мероприятия, но и понять их степень воздействия на молодежь. Надо понять, что дало то или иное мероприятие конкретному молодому человеку. Надо фиксировать, что осталось в душе, сердце, голове у молодых людей. Измерить эффективность», – сказал он.
На первой встрече экспертного совета обсуждался потенциал площадки как места для обмена идеями и возможностями, сказал руководитель программы «Роспатриот» Федерального агентства по делам молодежи Иван Радько.
«На ней мы можем с вами транслировать хороший опыт и благодарить коллег за взаимодействие и активную работу. Сегодня у меня важная миссия – разрешите в присутствии членов экспертного совета по патриотическому воспитанию вручить почетный знак Федерального агентства по делам молодежи “За заслуги в сфере государственной молодежной политики” первому заместителю Секретаря ОП РФ Герою России Вячеславу Бочарову», – сказал он.
В рамках заседания эксперты обсудили планы работы сформированных при экспертном совете групп. Говоря о патриотическом воспитании, Вячеслав Бочаров отметил, что такие мероприятия нельзя проводить для галочки.
«Иначе в сухом остатке мы получим мероприятия без положительного результата. Потому что положительный результат возникает тогда, когда у молодежи, у подростков, у юношей возникает интерес к мероприятиям, которые вы осуществляете. Надо самим готовиться и понимать, что мы хотим в остатке», – сказал он.
Руководитель рабочей группы по информационному освещению, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова отметила высокий интерес профессионального сообщества к теме патриотического воспитания.
«Это говорит о том, что нынешняя информационная повестка плотно диктует новые вызовы. Мы с коллегами системно поработаем с информационным полем. Планируем обучить пресс-секретарей патриотических организаций, как некоммерческих, так и бюджетных, новым технологиям, которые сделают их работу более эффективной. В конце августа соберем представителей региональных общественных палат, усилим блок информационного освещения. Изучим, что есть в сфере, что можно и нужно продвигать. Как это делать более профессионально и без привлечения средств. Будем стимулировать информационные патриотические проекты с помощью конкурсных механизмов. Много делают все патриотические организации, нужно научиться правильно об этом рассказать нашей целевой аудитории. Ведь если о нас не говорят, значит, нас нет», – пояснила она.
Важность взаимодействия с образовательными организациями подчеркнула Александра Снидко, заместитель директора по реализации проектов Института воспитания РАО
«Сегодня с представителями различных организаций мы обсудили вопросы патриотического воспитания молодежи. Предложили всем коллегам, которые собираются разрабатывать методические рекомендации по патриотическому или гражданско-патриотическому воспитанию, ознакомиться с примерными программами воспитания института, потому что именно ими руководствуются образовательные организации, которые попадают в категории работы с молодежью: школы и СПО. Так мы сможем нести единые смыслы и ценности на разных уровнях образования», – сказала она.
На заседании были озвучены многие актуальные проблемы сферы патриотического воспитания. Среди них вопросы о том, разделять или нет понятие «гражданско-патриотическое воспитание» и в целом единого понятийного поля в этой сфере, необходимости повышения квалификации специалистов, работающих с подростками по военно-патриотическому воспитанию, вовлечения широкого круга подростков и молодежи к участию в патриотических проектах.
«Большинство наших экспертов приняли во внимание, что мы определяем воспитание личности в единстве гражданских основ и уважения к государству, ответственности за судьбу нашей Родины», – сказала Светлана Малкарова, проректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
В сентябре экспертный совет подведет первые итоги своей работы.