27.06.2022

Одобрен проект примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций

24 июня на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена обновленная примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная в Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования (РАО). Документ был единогласно утвержден экспертами и рекомендован к использованию в российских школах.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов, директор Института воспитания РАО Наталья Агре отметила, что программа призвана стать опорой для педагогов в их ежедневной работе и послужить основой рабочих программ воспитания во всех школах страны.

«Программа разработана с учетом государственной политики в области воспитания, в основе которой – приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования. Инвариантное содержание программы отражает положения ФГОС о необходимости оценивания личностных результатов обучающихся в контексте основных направлений воспитания. Фундаментом программы является уклад образовательной организации, основы которого были заложены учеными и педагогами более 100 лет назад. Тем самым мы возвращаемся к истокам российской классической педагогики, наследуя ее лучшие традиции», – сказала она.

Над разработкой программы, по словам общественницы, работал большой коллектив ученых и педагогов Института воспитания РАО и Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха. Документ прошел общественное обсуждение и апробацию в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах, получила положительные экспертные заключения ведущих педагогических вузов страны.

«Отдельно хочу поблагодарить сотрудников Института воспитания и наших коллег из научных и образовательных учреждений со всей страны, кто участвовал в разработке и экспертизе программы, каждое мнение было значимо и ценно. Уверена, что мы заложили прекрасную основу для продолжения сотрудничества, так как следующий шаг – это внедрение. И этот этап потребует от каждого в системе образования индивидуального вклада в построение системы воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации», – подчеркнула Наталья Агре.

Программа является преемницей документа, принятого в 2020 году, и актуализирована с учетом значимых для системы образования, воспитания детей и молодежи изменений законодательства: принятием существенных поправок в Конституцию России, обновлением законодательства об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и обновленным федеральным государственным стандартам (ФГОС), программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования, а в процесс воспитания детей в образовательных организациях в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.

Документ предусматривает инвариантную и вариативную составляющую. Обязательная (инвариантная) часть прописана в примерной программе, а вариативная формируется в самой общеобразовательной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретной школы.

Фундаментальной основой программы воспитания является уклад образовательной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни школы. В сущности, уклад – это договор между учащимися, родителями, педагогами и другими сотрудниками организации, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий деятельность и социокультурный контекст воспитательной работы. Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками образовательных организаций, но и учащимися и их родителями, отметила Наталья Агре.

Согласно примерной программе, главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, – ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят отражение в основных направлениях воспитательной работы образовательных организаций: гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом, воспитании ценностей научного познания, физическом воспитании и формировании культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Чтобы осуществить главную цель воспитания – полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей, педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием учащихся, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своем развитии ребенок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений школы будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнерства.

Программа опубликована на сайте Института воспитания РАО.