18.11.2022

«Растим гражданина» во всех музеях страны

Роль музеев в патриотическом воспитании обсудили в рамках всероссийского форума специалистов системы воспитания «Растим гражданина», который прошел 15 и 16 ноября на площадке Общественной палаты РФ. 

«Сегодня очень многое делается в сфере музейной педагогики и развития социальных технологий воспитания на базе музеев, но у нас с экспертами создалось такое ощущение, что это “много” живет своей жизнью, а сфера воспитания — своей. Поэтому сейчас нам бы хотелось предложить механизмы, которые позволили бы решить эту задачу. Как пример — проведение тех же “Разговоров о важном” на базе Музея Победы. Казалось бы, это так просто и буквально лежит на поверхности, но, к сожалению, почему-то этого никто не делает», — открывая мероприятие, сказала Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию.

Положительно оценил предложение провести следующее тематическое мероприятие на территории Музея космонавтики Альфред Вардазарян, заведующий отделом научной популяризации музейной площадки. Он пообещал также продемонстрировать экспозицию музея и ее образовательные возможности.

«Для себя мы выделили определенные принципы сотрудничества нашего музея со школами. Это единство задач, открытость друг для друга, создание благоприятных условий в музее для всех участников образовательного процесса, а также реализация тематических проектов, актуальных для современного образования», — рассказал Альфред Вардазарян.

Музей Победы вместе с Департаментом образования и науки Москвы сегодня активно реализует большое количество самых разных проектов — от уникальных композиций до учебных дней, рассказала Елена Слесаренко, руководитель детского центра музея.

«Что касается успешных проектов, то это квест под названием “Подвиг народа”, который доступен всем школьникам столицы. Только за прошлый учебный год к нам пришли более 143 тысяч посетителей в рамках программы. Также замечу, что мы делаем акцент на программе школьных музеев. Мы начали работать в этом направлении еще в 2019 году, в канун празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Тогда мы предложили школьным музеям выставлять композиции в специально оборудованном зале. И речь идет не только о демонстрации экспонатов, но и о воспитательной работе, которую они проводят в этом процессе. Это классные часы, предметные занятия и т. д.», — поделилась она.

Елена Родионова обратила внимание на то, что, несмотря на актуальность и полезность представленных программ музеев по работе со школьниками, к сожалению, не существует ресурса, который бы объединял информацию о них. В связи с этим у педагогов возникают трудности по поиску и подбору той или иной программы, ведь они могут узнать об образовательных возможностях музеев, только зайдя на сайт каждого по отдельности.

«На мой взгляд, это могло бы стать еще одним направлением работы вместе с подведомственными организациями. Мне кажется, следует серьезно задуматься об этом. Возможно, предложить какие-то субсидии разработчикам такого ресурса. В общем, нужно взять на контроль и решить это уравнение. И мы в данном случае как Общественная палата обещаем всяческое содействие», — подчеркнула она.

Разработать семейные программы в музеях городов трудовой доблести предложила депутат Барнаульской государственной думы Кристина Юстус. По ее словам, в выходные многие семьи ходят в кинотеатры, и нужно сделать так, чтобы они могли сходить не только посмотреть в кино, но и в музей на ту или иную программу», — призвала депутат.

О проекте под названием «Народный родительский антивирус» рассказал Дмитрий Епов, заместитель ответственного секретаря координационного совета Национальной родительской ассоциации по региональной политике.

«Тогда мы искали возможность занять семьи, которые были вынуждены сидеть в четырех стенах. Помимо этого, мы решили, что основным компонентом деятельности нашей ассоциации должны стать организация и проведение детско-родительских мероприятий. Таким образом, мы запустили еще один проект “Краеведческий музей: перезагрузка”. Причем сделали мы это вместе с родительской общественностью», — пояснил он.

Ресурс для патриотического воспитания и профориентации представляют корпоративные музеи, сказала Елена Хряпова, начальник отдела внутренних коммуникаций департамента по связям с общественностью АО «ТВЭЛ».

«Причем что важно: эти музеи есть во всех городах, и учащиеся могут их посещать, как правило, абсолютно бесплатно», — сказала она.

Для ветеранов любая музейная площадка представляет собой комфортное пространство, поэтому ветеранское сообщество очень активно работает в этом направлении, причем как на федеральном, так и региональном уровне, отметила Александра Вилисова, руководитель всероссийского проекта «Эстафета поколений» и поискового отряда «Соболь».

«Многие ветераны возглавляют школьные музеи, ряд всероссийских ветеранских организаций сам проводит конкурсы среди таких музеев, проводят их осмотры и т. д. Теперь что касается небольших музеев в муниципалитетах и небольших городах: очень важно, чтобы эти учреждения становились центром притяжения для профильных сообществ. Уже сегодня есть масса таких примеров, но тут есть куда расти», — предположила она.

Завершая мероприятие, Елена Родионова добавила, что в ходе дискуссии был поднят ряд очень важных тем: виртуальные возможности музейной педагогики и систематизация самого образовательного процесса.

«О чем идет речь: допустим, будь я учителем по истории, я бы хотела без обращения к поисковикам иметь под рукой перечень тех же онлайн-возможностей по той или иной теме, кто и в каком формате проводит виртуальные экскурсии и т. д. Я благодарю всех присутствующих за участие в этом диалоге, все предложения и замечания, озвученные сегодня, мы обязательно в дальнейшем направим в Минкульт», — подытожила она.

Фото: oprf.ru