19.12.2022

Елена Родионова: «У музеев и образовательных организаций большое совместное будущее»

В Общественной палате РФ и Музее современной истории подвели итоги работы различных музеев по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Первая часть стратегической сессии состоялась в ОП РФ. Две команды специалистов представили идеи патриотического воспитания и критерии по оценке их результативности. Среди предложений были система подготовки кадров, единая структура патриотического воспитания, сохранение исторической памяти. В числе критериев оценки команды назвали охват целевых аудиторий, успех и изменение нравственных качеств детей.

После голосования участников тренинга лучшими предложениями для системы патриотического воспитания были выбраны подготовка кадров для работы с детьми и молодежью, а также семейное воспитание.

Председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова отметила, что эта технология поможет оценить любой проект. Если результаты не удовлетворяют организаторов, то критерии были выбраны неверные.

Вторая часть мероприятия состоялась в Музее современной истории. Он стал партнером АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АСТИК) по проекту «Клуб неравнодушных — 2022 “Тверская 21”». Проект направлен на расширение взаимодействия между обществом, музеями и социально ориентированными НКО Москвы, а также на патриотическое воспитание, историческое образование детей.

«Мы видим, как быстро меняется мир, система воспитания, музейное сообщество. Музеи — это находка и стратегический базис для системы образования и воспитания. Музеи из классического варианта хранилища реликвий стали местом сбора интересных технологий, интерактивных форматов и ярких событий. У музеев и образовательных организаций большое совместное будущее», — подчеркнула Елена Родионова.

Она добавила, что партнерами в этом направлении станут и школьные музеи. Для этого необходимо, чтобы во всех школах был доступный интернет.

Музеи Москвы представили свои лучшие проекты и подвели итоги работы по патриотическому воспитанию. Заведующий отделом научной популяризации Музея космонавтики Альфред Вардазарян рассказал о новых возможностях для детей, родителей и учителей из разных уголков страны. В музее созданы виртуальные пособия, позволяющие проводить уроки и викторины, виртуальные и планшетные выставки. Последние можно организовать в любой школе России.

В Еврейском музее более девяти лет действует проект о гражданской идентичности, который предусматривает проведение восьми уроков, интерактивное голосование, просмотры фильмов и работу подростков в аудиториях. Для того чтобы его участниками могли стать не только дети из Москвы, были разработаны методические материалы и программы повышения квалификации педагогов. Уроки проводились в разных регионах страны. Об этом сообщила директор центра толерантности в Еврейском музее Анна Макарчук.

Для привлечения молодежи в музеи разработаны костюмированные экскурсии по роману Льва Толстого «Война и мир», в Доме Гоголя проводят иммерсивные представления и реализуют кинопроект, в школьном музее ГБОУ «Школа № 504» проводят викторину «Знатоки музейной экспозиции», после которой участники получают сертификаты.

Руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа Константин Андреев рассказал об использовании семейного опыта и истории отдельного человека в образовании подростков. Участники проектов этого музея записывают видеоинтервью и составляют книги на основе семейных историй.

Елена Родионова отметила, что представленный опыт музеев можно и нужно использовать. В финале стратегической сессии наградили победителей открытого онлайн-конкурса по выставочным экспозициям музеев Москвы. Также заместитель директора АНО «АСТИК» Борис Головин рассказал о новых проектах — конкурсе «Битва за Москву» и видеоквесте «Битва за Сталинград».

Фото: oprf.ru