Бизнес и экологическая информация: путь к открытости
Как обеспечить прозрачность бизнеса в вопросах экологической безопасности? Этот вопрос стал ключевым в дискуссии, которая состоялась в Общественной палате РФ по инициативе Координационного совета по экологическому благополучию.
«Сегодня мы поднимаем важнейшую тему, которая имеет особое значение в нынешних условиях. Идет специальная военная операция, гибнут люди, в ряде регионов наблюдается гуманитарная катастрофа. Насколько уместно сейчас говорить об экологической ответственности бизнеса? Мы с командой долго об этом думали и пришли к выводу, что не только уместно, но необходимо. Более того, это наш долг: мы в ответе за экологическую безопасность нашей страны и не имеем морального права закрывать на это глаза. Государство, осознавая всю сложность сложившейся ситуации, пошло навстречу бизнесу — плановые проверки отменены. Но не требования о соблюдении принципов экологической безопасности. И открытость бизнеса должна быть тому подтверждением. Тем не менее тенденция снижения уровня открытости экологической информации бизнеса налицо. И такое положение дел, конечно, нужно менять», — открывая мероприятие, сказала Елена Шаройкина, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.
О том, что происходит с раскрытием экологической информации и как переломить ситуацию в 2023 году, рассказал Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда дикой природы. Он подчеркнул, что достичь экологической безопасности без раскрытия экологической информации невозможно.
«Проблема открытости экоданных в России стоит достаточно давно. Еще в 2017 году, который был объявлен Годом экологии, экологическое сообщество призывало бизнес раскрыть информацию. И тогда этот общественный наказ сработал очень даже хорошо. В позапрошлом году наш фонд проводил акцию “Час Земли”, в рамках которой мы снова обратились к представителям бизнес-сообщества с призывом раскрыть экологические данные. Это тоже имело определенный эффект, был внесен ряд изменений в наше законодательство, но случился 2022 год. Наступило сложное, турбулентное время, причем для всех нас. По нашим оценкам, из 60 холдингов примерно 10–15 процентов снизили открытость, а некоторые вообще закрыли свою отчетность. Кроме того, выяснилось, что из общей массы дочерних предприятий только 10 процентов раскрывают экологическую информацию. На данном этапе мы не можем говорить о том, что у общества есть возможность ознакомиться с объективными данными о состоянии окружающей среды в том или другом регионе. Поэтому мы вновь хотим обратиться к компаниям и предложить им базовый набор показателей, который, несмотря ни на что, они должны будут публиковать», — сообщил он.
Результаты оценки отчетности в рамках индексов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по устойчивому развитию представила Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП. По ее словам, экологическая открытость бизнеса имеет прямое отношение к его эффективности и производительности.
«По факту это напрямую касается финансовой стабильности и прочих “плюшек”. На протяжении девяти лет мы делаем очень глубокий и подробный анализ отчетности компаний, и если говорить о последних пяти годах, то, наоборот, наблюдалась положительная динамика раскрытия экоданных. И это неслучайно. Внимание к этим вопросам растет, и представители бизнес-сообщества это хорошо понимают», — сказала эксперт.
О трендах в сфере экологической информации и развитии платформ для раскрытия экоданных рассказал исполнительный директор «Интерфакс-центра раскрытия корпоративной информации» Владимир Герасимов. Компания 20 лет занимается профессиональным раскрытием информации акционерных обществ, поэтому взаимодействует с большим количеством эмитентов.
«И все-таки, на наш взгляд, этот год стал кризисным. Мы впервые столкнулись со снижением объемов раскрытия информации. Так, в 2022 году число компаний, раскрывающих отчеты и сущфакты, снизилось на 33 процента, а количество раскрытых документов — на 21. В 2021 году количество опубликованных сообщений по теме составило 132 тысячи, в 2022 — уже 106 тысяч. Соответственно, да, негативная тенденция, безусловно, есть, и, чтобы ее устранить, необходимо облегчить подготовку ESG-отчетности. Наш центр разработал бесплатное ПО для подготовки отчетов об устойчивом развитии. Оно является дополнительным модулем к популярной на рынке электронной анкете по автоматизированной подготовке регулярной отчетности и ориентируется на рекомендации Центрального банка РФ», — отметил он.
Свою систему поощрений для бизнеса в контексте раскрытия информации предложила Елена Феоктистова. Она отметила, что в первую очередь речь идет о признании компаний как лидеров с точки зрения открытости, а также их выделении на отраслевых рынках.
«Также отмечу, что нужно говорить не только про ухудшения ситуации, но и улучшения. Важно говорить не только о плохом, но и о хорошем», — подчеркнула она.
Амирхан Амирханов, советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, добавил, что факторы воздействия на среду и здоровье людей — это параметры, которые лежат в основе деятельности любого бизнеса. Поэтому принципиально важно, чтобы в России нормы законов, определяющих состояние окружающей среды, были общедоступными, как и сама информация.
«Естественно, наша служба изучает все отчеты бизнеса, предприятий и юрлиц, которые открыто публикуют отчеты. И, когда мы проверяем корректность заполнения документов, мы обращаем внимание на объективность данных, в них представленных. И тут важно понимать, что те, кто загрязняет, прекрасно знают, что они делают. Чем загрязняют и как. И заставить их этого не делать — огромная задача», — сказал он.
О подходах Росатома к раскрытию экологической информации рассказала директор департамента устойчивого развития госкорпорации Полина Лион. По ее словам, собирая отчетность, очень полезно опираться на внешние запросы.
«То есть, когда мы формируем внутреннюю библиотеку ESG-индикаторов, мы в том числе опираемся на рекомендации Банка России, ESG-рейтинги, которые нам известны, международные стандарты и т. д. Естественно, если здесь будут дополнительные рекомендации по сквозному раскрытию российских компаний, это будет очень полезно. Кроме того, огромную роль в этом вопросе играет общественный диалог. Наша компания обязательно использует все формы публичного диалога в контексте реализации различных проектов. Более того, в отличие от многих, мы не снизили раскрываемость данных. Все осталось на прежнем уровне, но, если говорить об экоданных и показателях, с ними связанных, я бы предложила консолидироваться, чтобы в рамках экспертного сообщества определить приоритетные и стандарты подсчета. Есть риск несопоставимости данных, и его надо избежать», — сообщила эксперт.
Поделился своим мнением о том, что мешает бизнесу быть открытым сегодня, и Станислав Селезнев, вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норильского никеля». По его словам, сегодня заметно снижается количество негативных новостей по экологической теме.
«Это происходит по нескольким причинам: во-первых, за последнее время не было допущено серьезных аварий. Второе — на фоне последних политических событий создается такое ощущение, что народ сплотился и перестал меньше акцентировать внимание. Поэтому, мне кажется, снижение в части негатива — это хорошо. Кроме того, если говорить об отчетах по форме 2-ТП, то напомню, что мы эти документы предоставляем в государственные органы. И именно они зачастую не хотят раскрыть эту информацию. Соответственно, почему к этому должны стремиться компании?» — сказал он.
Презентацию на тему «Минимально достаточный уровень экологического раскрытия по 20-летнему опыту составления экологических рейтингов» представил Александр Мартынов, главный методолог «Мониторинга устойчивого развития». Ключевой мыслью его доклада стало упрощение экологического раскрытия за счет минимизации числа обязательно публикуемых предприятиями показателей.
По мнению Дениса Юдина, начальника отдела обеспечения экологической безопасности департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России, необходимо возобновить работу над законопроектом «О публичной финансовой отчетности», который был разработан Минэкономразвития.
«За ним были предусмотрены публикация экологических показателей, которые утверждались отдельным постановлением правительства. Сам проект федерального закона был не интерактивного характера. Он не обязывал компании обнародовать данные. Предполагалась добровольная основа, но с оговоркой, что если они не хотят это делать, то они должны дать обоснование почему», — сказал он.
С докладом об инфраструктуре обращения ESG-данных в России и экологической прозрачности бизнеса выступил Жан Загидуллин, генеральный директор агентства корпоративного развития «Да-Стратегия». По его словам, работа с ESG-данными ускоряет оборот знаний в бизнесе, что резко расширяет возможности повышать эффективность и производительность, а также развивать и управлять рисками.
«ESG-данные создают экономическую ценность, и управлять ими надо на всем жизненном цикле оборота. Я много раз анализировал ситуацию, и, на мой взгляд, несмотря на снижение уровня открытости, нам удалось удержать уровень ответственности. Тем не менее не было вклада в развитие инфраструктуры работы с ESG-данными, причем не только внутри компаний, но и снаружи. Эту цепочку нужно донастроить», — предположил он.
С презентацией об открытости экологической информации и участии в рейтингах группы «Металлоинвест» выступил Евгений Полесский, директор департамента по работе с органами государственной власти в сфере природопользования и градостроительства. О раскрытии информации в области устойчивого развития рассказал Андрей Якушин, начальник управления развития корпоративных отношений департамента корпоративных отношений Центрального банка РФ.
Презентацию на тему «Требования к публичному раскрытию экологической информации эмитентами зеленых и адаптационных финансовых инструментов» представила Анастасия Цумерова, директор по методологии финансирования устойчивого развития блока рисков «ВЭБ.РФ». Опытом ESG-оценок рейтингового агентства «АКРА» в свою очередь поделился Владимир Горчаков, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития компании.
Опыт Общественного договора по сохранению биоразнообразия в России осветила Марина Мирутенко, доцент Российского государственного аграрного заочного университета. Также в мероприятии приняли участие Иван Барсола, исполнительный директор дирекции ESG Сбербанка; Елена Компасенко, начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды «Зарубежнефти»; руководитель проектов устойчивого развития «Северстали» Анна Козлова и другие.
Завершая мероприятие, Елена Шаройкина добавила, что по итогам мероприятия будет подготовлена резолюция, куда войдут все озвученные замечания и предложения. Также она напомнила, что особую роль в решении экологических проблем в России занимает просвещение граждан.
«Таким образом, я опять возвращаюсь к теме о необходимости введения непрерывного экологического образования и просвещения. Этот вопрос назрел давно и носит системный характер. Заканчивая нашу дискуссию, хочу призвать компании не только к повышению прозрачности их деятельности в контексте значимой для общества экологической информации, но и к активной поддержке проектов по сохранению биоразнообразия и развитию программ по работе с населением в области экопросвещения», — заключила она.
Фото: oprf.ru