Социальная реклама: на стыке интересов государства, НКО и граждан
Как изменилось отношение людей к социальное рекламе, в каком объеме ее транслируют на телевизионных каналах, какие новые темы необходимо озвучивать НКО с помощью рекламы — эти и другие вопросы обсудили эксперты на заседании Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ 10 марта.
Председатель корсовета, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова напомнила о результатах пятилетней работы.
Одним из главных достижений корсовета стало заключение Меморандума о взаимодействии с целью предотвращения рисков недобросовестных сборов денежных средств, осуществляемых посредством распространения социальной рекламы. Документ содержит рекомендации для НКО, СМИ и рекламщиков и позволяет защитить население от недобросовестной информации. Меморандум подписали федеральные телеканалы, крупные производители рекламы, известные некоммерческие фонды.
«Кроме того, за время работы мы провели достаточно много экспертиз социальной рекламы, дали рекомендации телеканалам, где она появлялась. Мы оперативно реагировали на обращения, которые к нам поступали и касались в том числе неупоминания НКО в СМИ, разрабатывали поправки в законодательство. Мы достигли серьезных результатов, и нам есть чем гордиться», — отметила она.
Елена Тополева-Солдунова предложила участникам заседания обозначить перспективы социальной рекламы и наметить новые направления работы.
Руководитель отдела по работе с органами государственной власти управления социально-политических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Кирилл Родин рассказал, как изменилось отношение людей к социальной рекламе по результатам опросов.
Так, по мнению россиян, в 2021 году самыми заметными сюжетами соцрекламы стали призывы к вакцинации и борьба с коронавирусом, безопасность дорожного движения, информация о помощи малоимущим, пенсионерам и семьям с детьми. Эксперт подчеркнул, что востребованность социальной рекламы остается достаточно высокой, при этом повестку рекламе задает государство.
Участники заседания озвучили мнение, что немаловажную роль в повестке социальной рекламы играет некоммерческий сектор, что позволяет формировать новые модели поведения людей. Например, так было с популяризацией идеи волонтерства и введения инклюзивного образования, профилактикой сиротства и другими важными темами.
Елена Тополева-Содунова отметила, что тренды в социальной рекламе формируются на стыке интересов государства, НКО и жителей страны, а эффективность такой рекламы проявляется не сразу, а по истечении нескольких лет.
Президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Пискарев озвучил результаты мониторинга федеральных телеканалов по размещению социальной рекламы. Было установлено, что в 2022 году объем такой информации сократился на федеральном телевидении и составлял по продолжительности два часа в сутки.
Эксперт считает, что люди перестают замечать социальную рекламу, когда ее становится гораздо меньше. В то же время он отметил, что, несмотря на сокращение аудитории телевидения, этот канал распространения информации становится эффективным для социальной рекламы. С ним согласились и другие участники дискуссии, которые подтвердили, что в последние годы у россиян выросло доверие к официальным СМИ.
При обсуждении законодательного регулирования рекламной деятельности участники заседания предложили не вносить в него революционных изменений, а поработать над контентом и над готовностью НКО распространять социально значимую информацию.
При этом президент международного фестиваля социальной рекламы «Лайм», основатель Лаборатории социальной рекламы Гюзелла Николайшвили отметила необходимость законодательного введения понятийного аппарата по социальной рекламе и решения вопроса с ее маркировкой. Это, по ее мнению, помогло бы в практической деятельности, в частности при организации фестивалей с привлечением бизнеса.
В качестве новых направлений социальной рекламы эксперты предложили темы продвижения русского языка и семейных ценностей. По их мнению, они могут оставаться востребованными через несколько лет и сформировать перспективную повестку.
Также на заседании обсудили вопросы необходимости налоговых льгот производителям социальной рекламы, направления работы корсовета и новшества международного фестиваля социальной рекламы «Лайм» в 2023 году.
По завершении дискуссии Елена Тополева-Солдунова поблагодарила членов корсовета при ОП РФ и экспертов за плодотворную пятилетнюю работу.
Фото: oprf.ru