Реставраторы стоят перед выбором: нарушать закон или бездействовать?
23 апреля в Общественной палате РФ состоялось совместное заседание Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, Общественного совета при Министерстве культуры РФ и Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Спикеры обсудили недостатки законодательства по части выполнения реставрационных работ, касающееся сохранения историко-культурного наследия России.
Сейчас многие регионы сталкиваются со сложностями при попытке сохранить объект культурного наследия, отметила председатель Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия Ирина Великанова. Например, такая ситуация возникает с объектами, которые были признаны ветхим жильем: после расселения жителей муниципалитеты и профильные организации не знают, как им поступать с ветхим жильем. По ее словам, проблема стала тенденцией для Татарстана, в городе Елабуге.
«Эта тема волнует законодателей, так как Президент РФ в обращении Федеральному собранию дал соответствующее поручение по формированию механизмов, которые бы упрощали процедуру сохранения объектов культурного наследия. В связи с этим органам необходимо оптимизировать порядок, который сохранит русские памятники, здания и т. д. Это формирует нашу идентичность, культуру и традицию. Однако бюрократическая волокита тормозит процесс реставрации и отпугивает инвесторов. Вопросы сохранения и реставрации памятников Великой Отечественной войны, стали еще более возможными из-за упрощенной историко-культурной экспертизы — тоже самое нужно сделать и с другими объектами культурного наследия», — акцентировала внимание спикер.
Ирина Великанова также рассказала о примерах энтузиазма и неравнодушия со стороны частных инвесторов. Так, предприниматель Сергей Васильев отреставрировал усадьбу Степановское-Волосово в Тверской области. Его инициатива позволила не исчезнуть деревне, получить местным жителям рабочие места, развить туризм, и, в свою очередь, муниципалитет отремонтировал дороги, ведущие к усадьбе.
Только сообща можно выработать общую и конструктивную позицию по поиску баланса касательно Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, отметил член Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия Михаил Богданов. По его словам, из-за сложностей выполнения процедур в законе возникают препятствия по сохранению исторических объектов.
«Невозможно осуществлять реставрацию зданий, проводить локальный ремонт. Также все, кто занимается реставрационными работами, должны иметь специальную аттестацию, получаемую в Министерстве культуры РФ, что сделать всей рабочей бригаде невозможно. Тем самым реставраторы стоят перед выбором: нарушать закон или бездействовать», — заключил он.
Руководитель Комиссии по сохранению объектов культурного наследия Общественного совета при Минстрое России, президент Союза реставраторов России Вячеслав Фатин выделил ряд недостатков в законе, который существенно осложняет проведение реставрационных работ. В первую очередь, задание на проектирование носит формальный характер, так как некоторые специалисты выполняют проектирование, не выезжая на объект, и в случае появления дополнительных недочетов, необходимо выполнять всю процедуру заново. В случае выявления новых недочетов после полученного разрешения на обследование необходимо получать новое разрешение, это также сильно тормозит процесс.
По словам спикера, есть существенные недостатки в 87-м постановлении «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»: состав научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия нужно менять в случае прохождения государственной экспертизы. Возникла также неопределенность проверки со стороны историко-культурной экспертизы, когда ее специалисты по непонятной причине занимаются технической экспертизой, добавил Вячеслав Фатин.
Существенные пробелы в законодательстве ведут зачастую к его нарушению, так как частные владельцы и государство не имеют средств и времени на выполнение необходимых процедур и работ, считает председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов. В конечном итоге они не знают, как им быть с ветхим и аварийным жильем, иногда они его предпочитают уничтожить, что в корне неправильно. По словам спикера, важно найти баланс между экономикой и защитой культурного наследия.
Эксперт также отметил, что недостатки в федеральном законе выражены в отсутствии четких дифференциаций в трех пунктах: принадлежность к категории ценности, масштаб изменений, который необходимо будет воспроизвести, и какие ресурсы нужно вкладывать — это те пункты, которые нужно поменять и проработать.
«В новом законе необходимо обозначить перечень исключений, когда некоторыми элементами конструктива объектов культурного наследия мы можем пожертвовать ради сохранения и функционирования здания — что зачастую доказывает положительный зарубежный опыт. Нужно четко прописать, что можно или нельзя. Важно помнить, что город — живой организм, из-за времени некоторые клетки в нем умирают, либо прирастают, поэтому необходимо прописать те технические искажения зданий, без которых не можем обойтись (установка лифтов, пандусов и т. д.) Нужно также прописать пункты соотношения между объектами культурного наследия и объектами федерального значения — к какой категории каждый старый и ветхий объект относится», — резюмировал Андрей Максимов.
В заключение спикеры пришли к общему выводу о том, что федеральный закон должен быть изменен и доработан, так как многие объекты культурного наследия остаются без внимания либо восстанавливаются слишком долго, так как этот процесс требует большого количества документов, прохождения множества инстанций и привлечения большого количества денег.
Фото: oprf.ru