Историческое просвещение: вовлеченность общества, региональный аспект, опора на лучшие практики
Интегрировать историческую память и правду в другие школьные дисциплины, мотивировать деятелей культуры к созданию патриотического контента, организовать системную воспитательную деятельность на всех этапах образования. Эти и другие предложения были озвучены на состоявшемся 19 июня в Общественной палате РФ очередном заседании Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации.
Заседание открыл председатель ОС, учитель истории Дмитрий Лутовинов. Он представил новых членов ОС — недавно в состав совета вошли российский писатель, продюсер Олег Рой (Резепкин) и генеральный директор телекомпании «Штрихкод» Вадим Бреев, которые рассказали коллегам о своих реализуемых патриотических проектах.
О готовности к летнему детскому отдыху членам ОС рассказала директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова. По ее словам, в стране функционирует 39 тысяч организаций, которые ежегодно охватывают организованным отдыхом 5,3 миллиона детей. Пакет социальных гарантий предусмотрен для детей участников СВО: пять тысяч инклюзивных смен охватят более 450 тысяч таких ребят. Большое внимание при подготовке к летнему отдыху было уделено содержанию программ отдыха, которые в обязательном порядке включают в себя мероприятия воспитательного характера, отметила Наталия Наумова. Она напомнила, что в прошлом году была запущена федеральная программа модернизации инфраструктуры детских лагерей, 88 процентов запланированных объектов уже введено в эксплуатацию, а с этого года программа включила в себя капремонт пищевых и медицинских блоков.
«В приоритете — оказание помощи регионам по инвестициям в развитие материальной инфраструктуры загородных лагерей. Вторая важная задача — это государственная политика, связанная с содержанием программ и приоритезацией воспитания, увеличение количества лагерей, реализующих программы допобразования. Кроме того, подписан отдельный комплекс мер по поддержке вожатых — это 80 тысяч молодых людей», — подчеркнула Наталия Наумова.
Члены ОС призвали обратить особое внимание на обеспечение безопасности летнего отдыха и качество питания детей.
Очень важно, чтобы каждый школьник страны имел возможность хотя бы одну смену отдохнуть бесплатно, заметила председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) Наталья Кравченко. «Надо подумать, как это реализовать», — предложила она.
Ключевая задача, стоящая перед Минпросвещения России, — историческое просвещение подрастающего поколения как одной из составляющих патриотического воспитания.
Заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк напомнила, что в мае Президент России подписал указ об основах государственной политики в области исторического просвещения. Она отметила, что в стране выстраивается система единого содержания исторического образования: разработаны единые федеральные программы, обновлены государственные образовательные стандарты.
«Начиная с дошкольного образования закладывается целостный компонент с точки зрения формирования системы духовно-нравственных ценностей», — поделилась она.
Важное место в процессе закладывания исторических знаний играет региональная история, подчеркнула Наталья Костюк. Она сообщила, что 32 региона вошли в пилотный проект по разработке содержания регионального курса учебника истории.
Историческое просвещение, подчеркнула она, возможно без взаимодействия школы с родительским сообществом и общественными организациями. По ее мнению, члены ОС тоже могут принять участие в процессе исторического просвещения, транслируя молодежи правильные позиции: «Минпросвещения организовало работу по формированию межведомственной группы по историческому просвещению. В нее войдут представители федеральных органов власти. Активные деятели ОС тоже могут стать ее участниками».
В историческое просвещение должно быть вовлечено все общество, убежден Олег Рой. Он обратил внимание на то, что за два года ни одни российский театр не поставил спектакль, посвященный событиям специальной военной операции. Это касается и школьных театров, а также мультфильмов и кинематографа.
«Должна быть очень правильная политика государства: есть театры — ставьте спектакли о героях СВО. Каждый день в прямом эфире “Соловьев Live” показывают короткие ролики, в которых участники СВО рассказывают о себе. Считаю, что эти ролики можно показывать на уроках “Разговоры о важном”», — предложил он.
Тему создания патриотического контента подхватила Наталья Кравченко и предложила посвятить ей ближайшее заседание ОС: «Надо научиться воспринимать ОС как инструмент общественного влияния».
Председатель ОС Дмитрий Лутовинов пообещал обязательно донести предложения членов ОС до руководства Минпросвещения России.
Очень важно для исторического просвещения интегрировать историческую память и правду в другие предметы образовательного процесса, считает заместитель Секретаря ОП РФ, генеральный директор Музея Победы Александр Школьник. «Предлагаю расширить круг предметов, связанных с историческим просвещением», — сказал он.
Члены ОС высоко оценили качество наполнения единой линейки учебников истории России для общеобразовательных заведений, подготовленной под редакцией Владимира Мединского и Анатолия Торкунова, и высказались за ускорение издания линейки учебников для пятых — девятых классов. Они также поддержали включение региональной составляющей в содержание образовательных программ по истории и рекомендовали при формировании воспитательного компонента опираться на лучшие практики.
Кроме того, в рамках заседания члены ОС обсудили меры противодействия фальсификации истории на примере проекта «Без срока давности». За пять лет существования проекта более двух миллионов обучающихся приняли участие в его конкурсных мероприятиях. Ребята знакомятся с рассекреченными архивными документами, принимают участие в полевых работах, участвуют в просветительских акциях и научных конференциях. По словам ведущего специалиста управления общественных проектов Московского педагогического государственного университета Антона Саенко, благодаря вовлечению в изучение исторических фактов удается передать подрастающему поколению историческую память о трагедии мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны.
Наталья Кравченко поделилась с членами ОС итогами работы федерального штаба общественного контроля за капитальным ремонтом школ и рассказала о проекте «Школа мечты» — программа продлена до 2030 года, теперь, помимо школ, в нее войдут детские сады и средние профессиональные организации. Важно создавать современное школьное пространство, привлекать к этому процессу самих школьников, подчеркнула Наталья Кравченко, именно этим, по ее словам, и занимается проект «Школа мечты» — трансформирует образовательную среду, делает ее качественно лучше, позволяет реализовывать разные образовательные форматы.
«Капремонт — это не просто переложить инженерные системы. Задача — трансформировать среду в школах», — заметила она.
Фото: oprf.ru