«Я — гражданин России»: как объяснить детям, что это значит?
Что значит быть гражданином России? Из уроков литературы многие поколения российских школьников помнят хрестоматийный ответ на этот вопрос, который дал великий русский поэт Николай Некрасов: «А что такое гражданин? — Отечества достойный сын!» А какой смысл современные россияне вкладывают в понятие «гражданин России»? И как объяснить представителям подрастающего поколения, что значит быть достойным сыном своего Отечества? Составители просветительских изданий «Я — гражданин России» для школьников — первоклассников и подростков 14 лет, впервые получающих паспорт, решили узнать об этом у самих россиян.
В Общественной палате РФ представили результаты опроса общественного мнения относительно наполнения просветительских изданий, направленных на ознакомление детей с основными общественно значимыми фактами о Российской Федерации, проведенного в феврале 2024 года по инициативе Комиссии ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике.
Всего в опросе приняли участие 761 человек: 85,8 процента — женщины и 14,2 процента — мужчины, из девяти регионов России. Наибольшую активность проявили жители Тамбовской области, которые составляют 83 процента респондентов.
Воспитание гражданина надо начинать с подробного рассказа о своей Родине, уверено большинство участников опроса. По их мнению, наиболее актуальным в информационных материалах для первоклассников является раздел о Российской Федерации. В этом разделе большинство участников опроса считает нужным разместить информацию про население, территорию, государственные и иные символы России. Более половины респондентов также посчитали нужным включить в этот раздел информацию о Президенте РФ, об основных правах и обязанностях гражданина, а также об основах конституционного строя и государственном суверенитете. Что же касается подростков, впервые получающих паспорт гражданина Российской Федерации, то наиболее важной для них респонденты сочли информацию о получении паспорта и его значении, о правах и обязанностях гражданина, о государственном устройстве России, а также об истории России и всемирной истории.
В изданиях «Я — гражданин России» наряду с разделом о Российской Федерации, по мнению большинства опрошенных, наибольшей актуальностью обладают разделы о традиционных российских духовно-нравственных ценностях, о культурном наследии России и ее героях. При этом наиболее важными духовно-нравственными ценностями респонденты сочли высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческую память и преемственность поколений, единство народов России. Наиболее значимым культурным наследием России, по мнению большинства опрошенных россиян, являются Московский Кремль и Красная площадь, а также исторический центр Санкт-Петербурга. Более половины респондентов также отметили белокаменные памятники Владимира и Суздаля, историко-архитектурный комплекс Казанского кремля и исторический центр Ярославля. Что же касается героев России, то, как считает большинство опрошенных, в наибольшей степени такого звания заслуживают выдающиеся российские ученые. Больше половины респондентов к числу героев также отнесли выдающихся деятелей культуры, государственных деятелей и спортсменов.
В состав просветительских изданий для школьников, по мнению большинства участников опроса, также необходимо включить информацию о природном наследии России и ее научной славе. Главной природной жемчужиной России было признано озеро Байкал — его назвали 92 процента опрошенных. Несколько меньше голосов набрали Золотые горы Алтайского края, вулканы Камчатки и западный Кавказ. Предметом научной славы России подавляющее большинство респондентов — 91,6 процента — сочли первый полет человека в космическое пространство. Больше половины опрошенных посчитали, что Россия может гордиться и такими достижениями, как создание первого экспериментального варианта искусственного сердца и автомата Калашникова, а около трети респондентов выдающимся научным достижением России посчитали вакцину «Спутник V».
Среди представленных в просветительских изданиях наименьший интерес участников опроса вызвали разделы, посвященные молодежным организациям «Орлята России» и «Движение первых». Информацию об «Орлятах России» крайне актуальной сочли 50,7 процента опрошенных, а о «Движении первых» — 45,1 процента. По мнению респондентов, рассказ о детских и молодежных движениях должен содержать сведения об их направлениях работы, целях и задачах, а также о различных путях развития молодого поколения, таких как патриотизм и волонтерство.
Более половины участников опроса сочли нужным включить в просветительские издания дополнительные материалы для первоклассников, такие как списки рекомендованных книг, фильмов и мультфильмов. Что же касается подростков 14 лет, то для них в просветительские материалы предполагается включить специальный раздел «Твои возможности». По мнению большинства респондентов, раскрыть свои возможности представителям подрастающего поколения поможет информация о молодежных проектах, конкурсах и фестивалях.
Фото: pixabay.com