Обращения граждан и общественный контроль: что сделано и к чему стремиться
На проектном семинаре в мастерской управления «Сенеж» 15 февраля члены ОП РФ делились результатами своей работы, находили точки роста и вносили предложения по развитию общественной деятельности.
В ходе панельной дискуссии «Общественный контроль» заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб дал оценку деятельности общественных советов (ОС) при федеральных органах исполнительной власти. В частности, он напомнил о функциях и задачах ОС. Так, деятельность членов советов в том числе направлена на содействие открытости деятельности ФОИВа, анализ и оценку его эффективности, представление интересов общества.
Переходя к точкам роста, Владислав Гриб отметил необходимость инициирования большего количества общественных проверок. По его мнению, сегодня они проводятся в недостаточном количестве.
«Общественная проверка — одна из эффективных форм контроля. Общественные слушания, обсуждения, экспертизы мы активно делаем. Но проверок мало. Проверка — это же не обвинение. Если есть основание для нее, то давайте делать», — пояснил он.
Для решения проблемы заместитель член ОП РФ предложил провести методический семинар, посвященный общественным проверкам и мониторингу. Он также напомнил коллегам, которые планируют войти в общественные советы, о необходимости отчитываться о своей работе в них.
«Вы должны оценивать деятельность министров, глав ФОИВов. Если кто-то будет вам мешать, сообщайте. Вас должны уважать, слушать, слышать. Руководители ФОИВов должны лично быть на заседании общественного совета. У нас есть инструменты воздействия. Но в 90 процентах случаев мы всего добиваемся мирно», — подчеркнул он.
Подводя итог своего выступления, спикер обратился к лучшим практикам работы общественных советов. Среди них — создание детского общественного совета при Минстрое России в рамках реализации инициативного проекта «Я — строитель будущего!», а также ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция общественных советов ФАС, направленная на взаимодействие с ОС в регионах.
Результаты деятельности в 2024 году Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан представила ее председатель Алена Булгакова.
По ее словам, члены ОП РФ проанализировали свою работу с обращениями граждан для более точного понимания возможных недоработок. С этой целью был запущен выборочный опрос о результатах рассмотрения обращений среди заявителей. Результаты показали, что удовлетворены результативностью обращения 45 процентов заявителей, скорее удовлетворены 32 процента. Полнотой ответа удовлетворены — 58 процентов и скорее удовлетворены — 26 процентов.
«В подтверждение этих данных мы видим сегодня, что необходимо комплексно работать над доведением конкретной ситуации до итогового завершения. Чтобы буквально пройти с человеком за руку весь путь. Около 10 тысяч обращений поступило в Общественную палату в 2024 году. Среди них есть те, которые, получив отказы в других организациях, обращаются к нам с последней надеждой, — рассказала Алена Булгакова.
Говоря об обращениях из новых регионов, она сообщила, что большинство из них носят социальный характер, и в том числе касаются начисления пенсий.
«Одно из обращений пришло из Донецкой Народной Республики. Женщина была недовольна низкой пенсией. Она уже в истерике к нам обращалась, не понимая, как на эти деньги можно жить. Благодаря нам ей сразу увеличили пенсию до 20 тысяч», — рассказала она.
В завершение дискуссии участники задали вопросы спикерам. Большая часть из них касалась работы общественных советов — оформления документов при формировании ОС, проведения донаборов в составы ОС, взаимодействия общественных советов с Общественной палатой и др. По запросу участников дискуссии также были разобраны вопросы, касающиеся прав и полномочий субъектов общественного контроля.
Фото: oprf.ru