В Общественной палате подвели первые итоги отопительного сезона 2018/19 годов
В телемосте, в ходе которого обсуждались проблемы ЖКХ, приняла участие член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева.
В работе телемоста принимали участие гости студий в Москве, Новосибирске и Барнауле, однако поднятые в ходе дискуссии вопросы, безусловно, касаются жителей большинства регионов России. Участники встречи обсудили основные пути предотвращения количества аварий на сетях теплоснабжения, исключения рисков для потребителей и, что немаловажно, сдерживания роста тарифов на тепло.
Одним из модераторов встречи выступила заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева. Она рассказала о сложностях, которые возникли при подготовке индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации, который готовится Минстроем РФ при участии ОП РФ. Это новый инструмент, который позволит российским городам выявить пространства, наиболее остро нуждающиеся в изменениях.
– Сегодня мы даже не можем сказать, хорошо или плохо проходит нынешний отопительный сезон, потому что регионы говорят: это не авария, а инцидент. Мы с Минстроем активно обсуждаем индекс качества городской среды и как Общественная палата считаем, что количество аварий в муниципалитетах должно стать ключевым показателем индекса качества, но на данный момент нет единой статистики в разрезе муниципалитетов. К нам поступают обращения по проблемам теплоснабжения, но причины жалоб не всегда аварии, иногда это и неготовность многоквартирных домов или некачественная работа управляющих организаций и т.д., – сообщила член ОП РФ.
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов рассказал, что за последние пять лет наблюдается положительная динамика по снижению аварийности на тепловых станциях.
– Одна из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся, связана с высоким уровнем неплатежей теплоснабжающим организациям – это в свою очередь является причиной несвоевременной модернизация распределительных сетей. Мы считаем, что основные теплоснабжающие организации должны иметь в своей ответственности распределительную сеть, в таком случае затраты на содержание будут прозрачнее, – считает Андрей Черезов.
Начальник отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями Ростехнадзора Роман Кутасин обратил внимание участников на ситуацию, связанную с проблемами прохождения проверок муниципальными образованиями.
– Мы контролируем готовность к отопительному сезону, проверки начинаются с раннего лета. Мы расследуем ветхость тепловых сетей и причины аварий. Из 4705 муниципальных образований паспорта готовности получили только 3736. Следовательно, 969 муниципальных образования должны были продолжить работу по подготовке и обратиться к нам повторно для оценки, но сделали это только 23 процента из них, остальные даже не заявились, – сказал Роман Кутасин.
Участники дискуссии отмечают, что системного решения проблемы аварий и нарушений при обслуживании тепловых сетей в муниципалитетах на сегодняшний день не существует. В большей степени это касается малых городов, так как в крупных городах функционируют лидеры, владеющие источниками тепла, распределительными сетями; они несут ответственность за весь процесс поступления тепла от источника до потребителя.
В качестве решения задачи Минэнерго предлагает переход на альтернативные котельные. Пилотной моделью такой котельной является город Рубцовск Алтайского края. Метод альтернативной котельной призван изменить систему регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и найти деньги на модернизацию теплосетей. Этот метод предполагает формирование тарифа на долгосрочный период (на 10 лет и более). Инвестор и местные власти просчитывают изначально затраты, необходимые вложения в инфраструктуру, после чего устанавливается верхнее значение тарифа, при этом фактическое может быть ниже. В настоящее время тариф устанавливается регулирующим органом, исходя из затрат ресурсоснабжающих организаций (ремонт, модернизация оборудования, зарплата и так далее), а также прибыли, которую может получить поставщик тепла. При рассмотрении тарифа до его утверждения из него могут исключаться необоснованные затраты.
Заместитель начальника управления контроля электроэнергетики ФАС России Елена Цышевская уверена, что важным аспектом в работе является коммуникация с населением. Важно вести диалог с гражданами, объяснять им, почему поднимается тариф и какие именно дополнительные услуги будут у людей.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Валерий Селезнев считает, что необходимо ужесточать требования к теплоснабжающим организациям, чтобы на рынке работали только поставщики, имеющие необходимое оборудование, квалифицированных специалистов, чтобы они проводили мониторинг состояния труб, и над этими компаниями был соответствующий строгий контроль.
Участники телемоста сошлись во мнении, что ситуацию может переломить приход крупного инвестора, которые будет способен вложить значительные средства в капитальный ремонт тепловых сетей. Это шаг к развитию концессии и государственно-частного партнерства.
Но с данным утверждением не согласен первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Сергей Есяков. Он утверждает, что инвестиции брать неоткуда, потому что тепловой бизнес сегодня убыточен и вкладывать деньги компаниям экономически невыгодно.
Светлана Разворотнева считает, что необходим широкий ассортимент механизмов государственной поддержки для поиска и вхождения инвесторов и частного бизнеса в тепловую отрасль.
– Нужны государственные гарантии, помощь в софинансировании и т.д. Конечно, у государства нет средств, чтобы из бюджета финансировать модернизацию всей огромной инфраструктуры, но важно на этапе вхождения поддержать бизнес. Есть позитивный опыт – один год действия подобной программы в Фонде содействия реформированию ЖКХ, но потом Минстрой прекратил действие этой программы, – отметила Разворотнева.
Общественница уверена, что необходимо прекратить устанавливать тарифы на федеральном уровне и полностью передать эту ответственность в регионы.
Фото: smolgazeta.ru