«Воспитание есть искусство, дело живое и творческое»
В Общественной палате РФ 2 октября состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Вырастить в человеке Человека. Воспитание – ресурс национальной безопасности», приуроченная к Международному дню социального педагога и Дню учителя.
Организаторами мероприятия выступили Российский государственный социальный университет (РГСУ) и Российская макаренковская ассоциация при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.
Эксперт городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство» Владимир Зарецкий напомнил, что проходящие Калабалинские чтения посвящены 80-летию со дня рождения выдающегося педагога и воспитателя Антона Калабалина.
«Сколько нужно душевной энергии, чтобы вырастить Человека? – привел слова Антона Калабалина модератор мероприятия. – Воспитание есть искусство, дело живое и творческое. Поэтому и должен педагог быть профессионалом, то есть владеть опытом работы в различных педагогических условиях и ситуациях. В каждом воспитаннике искать и находить положительные качества и именно на них основывать свои отношения. Позиция педагога-воспитателя, его идеалы, его ценностные ориентации – не только пример для воспитанников, но и стержень его профессионального мастерства».
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих, которая была знакома с Антоном Калабалиным, рассказала, какой это был необычный, редкий человек.
«Слова и дела Антона Калабалина навсегда остались в сердцах тех, кто был с ним знаком. Наша обязанность – сохранить и передать этот опыт. Педагогическое наследие Антона Калабалина чрезвычайно ценно для воспитания последующих поколений», – убеждена она.
Вице-президент Российской макаренковской ассоциации Александр Федосов считает, что подобный обмен опытом даст почву для новых педагогических идей и разработок.
«Антон Калабалин – замечательный человек и талантливый педагог. Уверен, что в этом зале много людей, для которых он стал светочем, маяком, расставившем флажки, вешки в их педагогической карьере, педагогическом труде. Он истинный продолжатель дела Антона Макаренко», – утверждает он.
Практическим опытом решения проблем воспитания подрастающего поколения, коррекции воспитания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, поделились известные ученые, социальные педагоги-практики, представители профессиональных общественных организаций. А коллеги, друзья и воспитанники калабалинского братства рассказали об Антоне Калабалине как друге, учителе и близком человеке.
Если физическое сиротство еще можно как-то понять, то социальное сиротство совершенно неприемлемо, утверждает член-корреспондент РАО Виктор Слободчиков.
«И уж совсем недопустимо педагогическое сиротство, так называемая педагогическая запущенность, отказ от общественного воспитания. Это уже предательство учительства. Именно на преодоление этих бед – взаимного сиротства, духовной пропасти между поколениями – была направлена педагогика Антона Макаренко и его продолжателей – династии Калабалиных», – сказал он.
Профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью РГСУ Лев Мардахаев подчеркивает, что становление личности человека начинается с формирования духовно-нравственной основы.
«Духовность – это уровень развития высшей человеческой ценности, зрелой личности, которая становится основой смысловых регуляторов его жизнедеятельности. Это то, что позволяет человеку реализовывать себя в обществе, определяет уважение тех, с кем он взаимодействует. Чтобы такую основу сформировать, необходимо понимать, что нужно дать человеку», – поясняет он.
По мнению ученого, духовно-нравственные основы личности формируют материнская любовь, душевная энергия, конструктивная целенаправленная деятельность, воспитание, наконец, человеческая среда, которая порождает себе подобных.
Профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью РГСУ, член президиума Российской макаренковской ассоциации Александр Егорычев утверждает, что среда и воспитание – два основных базовых фактора, которые воздействуют на развитие человека, его формирование как личности.
«Исторический опыт говорит, что построение эффективной социальной системы, которая бы творила человека гармоничного, патриота своей страны, требует органичной интеграции как социальной среды, так и института воспитания», – поясняет он.
Важная роль в построении института воспитания принадлежит государству, убежден Егорычев, которое должна укреплять институт семьи, поддержать традиции отечественной воспитательной системы, обеспечить идеологическую поддержку смыслов и ценностей родной российской культуры.
В ходе конференции прошла презентация серии книг, в которые вошли педагогические размышления Семена Калабалина, Галины Калабалиной и Антона Калабалина, а также церемония награждения медалью Семена Калабалина «Педагогические традиции».