В Общественной палате Смоленской области обсудили создание доступной среды в регионе
На площадке Общественной палаты Смоленской области состоялся круглый стол, участники которого обсудили ряд вопросов, касающихся создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Речь шла как о работе, проводимой в этом плане в социальных объектах – учреждениях культуры, образования и здравоохранения, так и о мероприятиях, выполнение которых позволит инвалидам посещать эти организации. Именно этому вопросу – обеспечению физической доступности транспорта и возможности беспрепятственно передвигаться по улицам города – участники заседания уделили основное внимание.
Отметив, что созданию доступной среды в России уделяется внимание на самом высоком уровне, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды Светлана Крючкова сказала:
«Делать среду доступной для инвалидов нужно! Как человек, который в течение пяти лет ухаживал за инвалидом, я хочу сказать, что этим людям так же, как и всем остальным, хочется общения. Они хотят видеть мир не только из окна своей комнаты или квартиры – они хотят бывать в тех же магазинах, например».
Со своей коллегой согласился член Палаты, председатель областной организации Всероссийского общества слепых Сергей Ковнерев.
«Решая проблему доступности, можно говорить только о комплексном подходе, потому что Конвенция о правах инвалидов, все современные установки говорят о том, что доступность должна быть не только физической. Это еще и доступность к образованию, культуре, и я должен сказать, что позитивные изменения есть», – подчеркнул он, дополнив, что по инициативе Владимира Владимировича Путина действие государственной программы «Доступная среда» продлено до 2025 года.
На создание такой среды, констатировал Сергей Ковнерев, выделяются значительные средства, и иногда, по словам общественника, «становится обидно», что проблема решается неправильно. Избежать подобных ситуаций можно, считает он:
«Это государственная программа, и в этом направлении нужно обучать специалистов, иначе средства тратятся нецелевым образом. Квалифицированный подход позволяет решать эту проблему с меньшими затратами».
В качестве положительных, даже «образцово-показательных» примеров этой работы общественник привел здания двух организаций – медико-социальной экспертизы и железнодорожного вокзала. В последнем случае, отметил Сергей Ковнерев, виден заинтересованный подход руководителя предприятия к решению проблемы доступной среды.
Вопрос доступности социальных объектов и транспорта затрагивает интересы порядка 80 тысяч смолян-инвалидов, среди которых около трех тысяч колясочников, подчеркнула председатель Заднепровской районной организации инвалидов города Смоленска Галина Бойко. Вместе с тем, дополнила она, позитивные изменения в этом плане есть, и в их основе лежит, помимо прочего, взаимодействие органов власти и общественных организаций.
«Положительно сказывается и тот факт, что в решении этой проблемы в регионе обеспечивается тесное взаимодействие структур власти регионального и муниципального уровня, Общественной палаты и общественных организаций инвалидов. Мы это ощущаем на деле, и в этом немалая заслуга губернатора Алексея Владимировича Островского и его заместителей, председателя областной Думы Игоря Васильевича Ляхова. Должна отметить, что за последние пять лет в этой сфере в регионе сделано больше, чем за предыдущие 15 лет», – сказала она.
Говоря о проделанной работе, Галина Владимировна выделила такие мероприятия, как приобретение специализированного автотранспорта, оборудованного подъемными устройствами для инвалидов-колясочников, организацию работы социального такси и предоставление нуждающимся смолянам технических средств реабилитации в социальных пунктах проката.
Однако наиболее остро, по мнению Галины Бойко, в области стоит именно проблема физической доступности:
«Если нет сопровождающего, инвалид дальше ста-двухсот метров от своего дома не проедет. Самая огромная проблема – бордюрные камни, и она касается не только колясочников, но и маленьких детей».
Проблемы, связанные с организацией доступной среды, например, в жилом фонде и общественном транспорте, характерны для многих регионов России, отметила начальник отдела социальной помощи и поддержки населения регионального департамента по социальному развитию Виктория Печкурова. Так, сообщила она, многоквартирные дома, в которых проживают инвалиды, обследуются на предмет их соответствия потребностям смолян с ограниченными возможностями здоровья. Выявленные недочеты – по мере возможности – устраняются путем оборудования пандусов, но иногда сделать это, отмечалось в ходе дискуссии, не позволяет даже ширина лестничных пролетов. А в случае с общественным транспортом, часть которого уже оборудована необходимыми устройствами, возникает проблема доступности остановочных пунктов.
Виктория Александровна, кроме того, проинформировала участников круглого стола о работе, которая ведется комплексными центрами социального обслуживания населения, которые функционируют во всех муниципальных образованиях региона. В каждом из них, сообщила представитель профильного департамента, по поручению губернатора Алексея Островского предоставляются услуги социального такси. Бесплатно ими могут воспользоваться инвалиды первой группы, находящиеся на социальном обслуживании в данном учреждении, а также участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Остальные категории граждан, нуждающиеся в этой услуге, дополнила Виктория Печкурова, могут воспользоваться ей по социально низким ценам. Данная услуга востребована, подчеркнула она, поэтому заявку на использование социального такси стоит подавать заранее.
Говоря о создании доступной среды в учреждениях, подведомственных департаменту по социальному развитию, Виктория Печкурова сообщила: к концу 2019 года полностью или избирательно станут доступными 206 приоритетных социальных объектов, что составит 76% от их общего количества.
О работе, которая проводится в иных социальных объектах – учреждениях культуры и здравоохранения – участников круглого стола проинформировали представители профильных структур администрации области Александр Жбанов и Сергей Харченко. Они, в частности, сообщили о мероприятиях по установке пандусов, оборудовании тактильных указателей и табличек, на которых используется шрифт Брайля, приобретении ступенькоходов. В числе существующих в этой сфере проблем и Александр Жбанов, и Сергей Харченко назвали сложности в создании доступной среды в старых зданиях, а также в зданиях, относящихся к категории памятников архитектуры. Впрочем, и в этом случае выступающие отметили, что большую роль здесь играет заинтересованность руководителей того или иного учреждения в достижении результатов.
С подобными проблемами сталкиваются и в сфере образования, сообщила начальник отдела опеки, попечительства и интернатных учреждений департамента по образованию и науке Екатерина Михалькова. Например, определенные санитарные требования предъявляются к детским садам, и оборудовать в них безбарьерную среду зачастую очень сложно, поэтому в части учреждений образования назначаются специалисты, отвечающие за сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание участники круглого стола уделили выступлению заместителя начальника регионального департамента по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрия Сулимова. И его доклад, и ответы на прозвучавшие вопросы как раз и были посвящены главной теме встречи – созданию безопасных и комфортных условий для перемещения по улицам города.
Первым предметом обсуждения стали светофоры, оборудованные звуковым сопровождением, в том числе, так называемые «говорящие», к которым, к слову, у некоторых смолян возникают претензии.
Так, сообщил Дмитрий Сулимов, на балансе «Смоленскавтодора» находится 123 светофора, оборудованных звуковым сопровождением, ряд из них оснащен устройствами речевого дублирования сигналов.
«Речевой сигнализацией оборудовано десять пешеходных светофоров в Смоленске и пять в Вязьме», – проинформировал он участников заседания. Вместе с тем, отметил представитель департамента на «говорящие светофоры», которые не отключаются на ночное время суток, поступают жалобы жителей близлежащих домов. Смоляне, например, говорят о высоком уровне громкости звука. По словам Дмитрия Сулимова, уже есть предписания прокуратуры, предписывающие отключение данной сигнализации.
Эта проблема известна общественникам, прокомментировал Сергей Ковнерев и дополнил, что согласно действующим ГОСТам уровень звука от светофора может превышать уровень уличного шума на 5 дБ. Вместе с тем, представители общественных организаций планируют провести проверку этих объектов совместно с Ростехнадзором.
Остановился Дмитрий Сулимов и на ремонте улично-дорожной сети Смоленска, сообщив, что их безопасности и доступности для маломобильных групп граждан уделяется большое внимание. Например, при комплексном ремонте дорог выполняется занижение бортового камня и установка тактильной плитки.
«К сожалению, нельзя охватить все сразу, но должен отметить, что в рамках нацпроекта в этом году будут отремонтированы 22 улицы, и на всех улицах выполнено занижение бортового камня до 5 см», – сообщил он, подчеркнув, что в ряде случаев подрядчиков приходилось понуждать к соблюдению этого требования и даже исправлению ошибок.
Проводятся ли такие мероприятия на других участках дорог города, поинтересовалась Светлана Крючкова. На ее вопрос Дмитрий Сулимов ответил утвердительно, пояснив, что этим занимается администрация города, и бортовые камни уже занижены на улицах Пржевальского, Глинки, Черняховского. В числе основных сложностей в этом направлении представитель профильного департамента назвал трудоемкость работы и нехватку бюджетных средств.
О том, как создается доступная среда на общественном транспорте, участникам круглого стола рассказали представители «Автоколонны-1308» и трамвайно-троллейбусного предприятия.
Так, в парке первого муниципального предприятия требованиям доступности отвечает треть автобусов – в их числе и техника, полученная из Москвы. Весь парк «Автоколонны-1308» оснащен речевыми указателями остановок, а водители и кондукторы автобусов проходят специальное обучение – как по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так и по использованию установленного оборудования.
Подобное обучение проводится и в трамвайно-троллейбусном предприятии, где разработаны инструкции для водителей и кондукторов. Говоря о технике, отвечающей требованиям доступности, представитель организации сообщил: в парке есть 21 трамвай с низким уровнем пола («оранжевые трамваи») и 2 троллейбуса. Впрочем, количество этого вида техники должно увеличиться, отмечалось в ходе круглого стола.
«Вопрос низкопольного подвижного состава важен не только для инвалидов, но и для всех пассажиров», – убежден главный инженер трамвайно-троллейбусного предприятия Владимир Ерохин.
К слову, представители муниципальных предприятий проинформировали участников совещания о том, что смоляне с ограниченными возможностями здоровья могут отслеживать передвижение транспорта, оборудованного пандусами. Сделать это можно, например, на сайте bus67.ru – автобусы, трамваи и троллейбусы выделены разными цветами, а подвижной состав, который наиболее подходит для передвижения маломобильных групп граждан, обозначен значком инвалидной коляски. Таким образом, этот сервис позволяет человеку в режиме онлайн узнавать, когда на его остановке появится нужный, скажем, трамвай.
Особо нужно подчеркнуть, что смоляне с ограниченными возможностями могут уточнить необходимую информацию в диспетчерских пунктах транспортных предприятий города. Обратившись по телефонам (4812) 31-00-17 («Автоколонна-1308») и (4812) 55-61-72 (трамвайно-троллейбусное предприятие), можно согласовать время поездки, а также предупредить водителей и кондукторов о том, что пассажиру потребуется помощь при посадке и высадке из общественного транспорта.
«У нас один принцип: то, что необходимо для нас, полезно для всех, и это действительно так», – сказал в завершение встречи Сергей Ковнерев, еще раз обозначая актуальность проблемы. Общественник уверен: рациональный подход к созданию доступной среды позволит правильно использовать средства, выделяемые на это направление, и при этом экономить.
«Мы говорили о проблемах, которые лежат на поверхности. Но мы видим их, как здоровые люди, а инвалиды сталкиваются с этими сложностями и ощущают их каждый день», – отметила Светлана Крючкова, подчеркнув, что Общественная палата, как и другие заинтересованные структуры власти и гражданского общества, продолжит заниматься этим вопросом.
Фото: bus67.ru