Людмила Дудова: «Финансовое поощрение – главный мотив участия в программе “Земский учитель”»
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова представила предварительные результаты онлайн-опроса о реализации программы «Земский учитель».
«52 процента респондентов указали, что привлекательным в программе “Земский учитель” считают возможность денежного вознаграждения. Лишь третья часть ответила, что это и возможность приложения профессиональных знаний в новых условиях труда. Пятая часть опрошенных (20 процентов) также рассматривает программу как принятие участия в важном государственном деле, и еще 20 процентов рассматривают участие в программе как возможность карьерного роста», – рассказала она.
«Цель проведения мониторинга общественного мнения заключается в анализе ситуации, связанной с запуском проекта, и отношения к проекту в обществе, – пояснила она. – Всего в опросе приняли участие 14 тысяч человек, анкетирование продолжается».
Людмила Дудова отметила, что программа «Земский учитель» рассчитана прежде всего на молодежь, но, согласно результатам опроса, молодые специалисты не стремятся ехать в сельскую местность.
«Большинство респондентов, которые проявили интерес и хотят участвовать в программе, имеют стаж работы свыше 15 лет. Всего 350 человек из числа молодых специалистов хотели бы поехать в сельскую местность и малые города», – отметила зампред комиссии.
Опрос показал и то, что участвовать в конкурсе в реализации этой программы готовы люди, проживающие в сельской местности (65 процентов).
«Они готовы переезжать, но при условии, что это 200 километров от их населенного пункта. Участвовать в конкурсе, если ты уже живешь в этом населенном пункте, ты не имеешь права. Здесь требуется подумать и скорректировать условия, которые бы обеспечивали приток специалистов, которые живут не в сельской местности», – подчеркнула Людмила Дудова.
Председатель Комиссия ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина рассказала о проблемах, обсуждаемых ранее с сельской молодежью.
«Когда мы проводим опросы среди сельской молодежи, то у них много вопросов, связанных с перспективой воспитания детей: это детские садики, дополнительное образование, школы, кружки, секции. Это важно, для того чтобы осознанно выбрать село. Мы наблюдаем проблемы кадрового голода. Мы видим проблемы в программе “Сельский доктор”: когда срок заканчивается, ребята уезжают обратно в город. Что нужно, чтобы стимулировать те кадры, которые уже сейчас работают, чтобы они не уезжали? Как удержать тех, кто сейчас работает?» – спросила она.
Преподаватель физической культуры и спорта Первомайского филиала Томского аграрного колледжа Алиса Покатилова посетовала на то, что, являясь уже учителем в сельской местности, не может принять в программе участия.
«В программе “Земский учитель” могут участвовать приезжие, но не выходцы из района. Мы являемся жителями своего района, но встаем в очередь на жилье в самый конец, потому что приезжают специалисты из других сфер, особенно аграрной сферы, преимущество для них. Может, надо подумать над тем, чтобы приоритет отдавался местным выпускникам, которые возвращаются на родину», – заметила Покатилова.
Юлия Оглоблина, поддерживая мнение учителя, сказала, что этот вопрос нужно рассмотреть более детально и включить в пакет рекомендаций для органов исполнительной власти.
«Те, кто нацеленно, осознанно возвращается в свое родное село и у кого нет желания переехать в город, не чувствуют поддержки», – констатировала она.
Подводя итоги мероприятия, Юлия Оглоблина отметила, что необходимо пересмотреть критерии и требования программы «Земский учитель», чтобы в ней могли участвовать также и местные жители, желающие работать в своем селе.