«Чистая вода»: результаты, перспективы и проблемные точки в реализации проекта
В ходе очередного заседания Комиссии Общественной палаты Смоленской области по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды обсудили вопросы реализации регионального проекта «Чистая вода», с января 2021 года входящего в состав нацпроекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
Заседание Комиссии прошло в расширенном формате – его участниками, помимо членов Палаты, стали представители органов исполнительной и законодательной власти региона, муниципальных образований.
Вопрос качества воды в Смоленской области, напомнила председатель Комиссии Светлана Крючкова, уже обсуждался на площадке Общественной палаты, и в ходе предыдущего мероприятия представители Роспотребназора охарактеризовали качество воды в регионе как плохое.
«Решение Комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства о том, что качество воды необходимо улучшать, было направлено в Общественную палату России, где также озабочены этой проблемой. С 2020 года в Смоленской области реализуется федеральный проект «Чистая вода», который будет действовать до 2024 года. Будем надеяться, что ситуация в Смоленской области исправится», – подчеркнула Светлана Крючкова.
С основными параметрами регионального проекта «Чистая вода» и работами, которые выполняются в его рамках, участников круглого стола ознакомил заместитель начальника Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ Андрей Строганов. Он, в частности, сообщил:
«В 2019 году проведена инвентаризация систем централизованного водоснабжения, расположенных на территории Смоленской области, позволившая выявить муниципальные образования, в которых питьевая вода является некачественной».
В целом, по словам представителя Администрации региона, вода в Смоленской области является безопасной. В числе основных показателей, которые снижают ее качество, Андрей Строганов назвал соли жесткости (например, кальций), железо, сероводород, мутность. Он также проинформировал участников круглого стола о том, что в настоящее время изменилась методика оценки качества питьевого водоснабжения.
«Сейчас требования к качеству воды усилились. Ранее была характеристика «условно доброкачественная» – один показатель мог превышать установленные нормы в определенном объеме, и эта вода считалась качественной. Сейчас этот показатель исключен из методики: есть вода качественная и некачественная», – подчеркнул Андрей Строганов. Изменение методики, безусловно, расширило сферу действия проекта «Чистая вода» и более чем вдвое – с 20 до 51 – увеличило количество мероприятий, которые будут выполнены в его рамках.
Отдельно замначальника Департамента по строительству и ЖКХ остановился на целевых показателях федерального проекта. Основным из них является доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в том числе городского.
«Программой предусмотрено увеличение значения данного показателя с 60,2% в 2019 году до 78,3% к 2024 году, в том числе по городскому населению – с 73,8% до 96,4% соответственно, – сообщил Строганов. – Всего в рамках федерального проекта «Чистая вода» до 2024 года на территории Смоленской области планируется реализовать более 50 мероприятий по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения со строительством станций водоочистки на общую сумму более 3 млрд. рублей, из них 2,7 млрд. рублей – средства федерального бюджета».
Говоря о выполнении проекта, представитель Администрации области сообщил, что к настоящему времени в регионе реконструировано 9 объектов питьевого водоснабжения: в городах Смоленск (построено, в частности, 2 станции водоподготовки в микрорайоне Южный) и Дорогобуж, селе Тёмкино, поселках Первомайский Шумячского района и Стодолище Починковского района, деревне Дугино Сычевского района и деревне Сож Смоленского района.
«В 2021 году реализуются десять мероприятий, из них два – переходящие с 2020 года со сроком завершения работ в 2021 году», – проинформировал замначальника Департамента.
Шесть из восьми муниципальных контрактов, в рамках которых будут проводиться работы, уже заключены, по двум конкурсные процедуры продолжаются. Незавершенные в 2020 году объекты находятся в Велиже и деревне Мерлино Краснинского района, причем в Велиже строительство закончено, и работа находится на стадии получения разрешения на ввод в эксплуатацию. В деревне Мерлино ситуация осложняется разногласиями в подрядной организации, что вызвало приостановку строительных работ – здесь срок ввода объекта в эксплуатацию установили на 1 июля 2021 года.
О проводимой в рамках реализации регионального проекта «Чистая вода» работе в муниципальных образованиях рассказали люди, максимально знакомые с ситуацией, – представители профильных предприятий и структур органов местного самоуправления.
Так, о ситуации в Смоленске участников круглого стола проинформировала начальник центральной испытательной лаборатории СМУП «Горводоканал» Наталия Рассказа. Она отметила, что из-за особенностей водоносных горизонтов вода в областном центре характеризуется повышенной жесткостью – из-за достаточно большого количества солей магния и кальция, содержанием солей железа. При этом, подчеркнула начальник лаборатории, особенно сложной ситуация является не на крупных водозаборах, а на отдельно стоящих скважинах, которые качают воду непосредственно в водопроводные сети.
«На ряде этих источников есть сложности с сероводородом, железом и повышенной жесткостью», – констатировала она.
В план проекта «Чистая вода» в Смоленске на срок до 2024 года включительно входят 27 мероприятий по реконструкции либо по проектированию и строительству новых объектов водоподготовки.
Важность нацпроекта «Жилье и городская среда» и, соответственно, регионального – «Чистая вода» – подчеркнул начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска Анатолий Глебов:
«Говорить о глобальных результатах пока рано. Я думаю, что пройдет еще два-три года, и когда мы реализуем хотя бы половину того, что планировали, тогда будет результат налицо. Хорошо, что есть данная программа, потому что своими средствами и силами «Горводоканала» обойтись очень тяжело – нам бы их не хватило».
Масштабные работы в рамках проекта «Чистая вода» ведутся и в Рославльском районе – о них, в том числе и о первых результатах реконструкции объектов водоснабжения участникам круглого стола рассказал заместитель главы Рославльского района Олег Рябчиков.
В Рославле, напомним, реконструируется водозабор «Дубинин луг», на котором, в частности, пробурили две новых скважины. Кроме того, были проложены две нити водопровода общей протяженностью 4,3 км.
«На данный момент две нити нового водопровода уже запущены в строй, делались анализы воды, показатели существенно улучшились, улучшение заметила треть населения города. Я и сам живу в районе, куда вода поступает по новому водопроводу, и я скажу, что у меня из крана идет чистая вода», – констатировал Олег Рябчиков.
До полного приведения качества воды к необходимым показателям, дополнил он, необходимо завершение работ по строительству станции водоподготовки. Этот объект сложный, условиями которого предъявляются высокие требования к потенциальным подрядчикам, в связи с чем конкурсные процедуры по выбору подрядной организации дважды не состоялись. Вместе с тем, местные власти надеются подписать необходимые документы уже в начале мая. В районе, кроме того, разрабатывается проектно-сметная документация на работы на объектах водоснабжения, расположенных в Екимовичском и Остерском сельских поселениях.
Выступления представителей других муниципальных образований Смоленской области, в которых реализуется проект «Чистая вода», затронули и ряд проблемных моментов, связанных со строительством и реконструкцией сетей водоснабжения. Например, отмечалось, что качество воды даже при условии обновленных водозаборов и оборудования станций водоподготовки значительно ухудшается из-за состояния водопроводных сетей и внутридомовых коммуникаций. Говорили сотрудники районных администраций и о проблемах с подрядными организациями, которые зачастую приводят к срыву сроков завершения работ, установленных в контрактах. При этом, неоднократно подчеркивали выступающие, у заказчиков – то есть местных властей – рычаги влияния на исполнителей практически отсутствуют. Да, есть штрафные санкции, но их размер настолько невелик, что подрядчики их просто не боятся.
Не всегда приводят к нужному результату и попытки расторгнуть контракт: компания может обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу, кроме того, недобросовестных подрядчиков крайне сложно внести в соответствующий реестр. Это, в свою очередь, приводит к тому, что компания, не всегда располагающая необходимыми силами и средствами, снова претендует на выполнение масштабных работ.
«Подрядчик должен чувствовать ответственность за невыполнение работ», – прозвучало в ходе дискуссии.
Изменить ситуацию в данном случае может корректировка федерального законодательства, единодушно заявили представители муниципалитетов, ежедневно сталкивающиеся с теми или иными сложностями. Сделать это сложно, но реально, отреагировал председатель комитета Смоленской областной Думы по экономическому развитию и инвестициям Александр Степченков: «Вы можете дать конкретные, основанные на практической деятельности предложения, что нужно изменить в федеральном законодательстве».
Прозвучало в ходе круглого стола и предложение изменить перечень работ, входящих в мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов. С ним выступил исполнительный директор некоммерческого партнерства СРО «Смоленское управление недвижимостью» Александр Захарцов. Он, в частности, предложил в рамках капитального ремонта устанавливать, помимо приборов учета тепловой энергии, еще и приборы очистки воды.
«Это не такие большие затраты. В Смоленске есть управляющие организации, которые устанавливают такое оборудование, и оно эффективно», – отметил он.
Данное предложение вошло в проект решения расширенного заседания Комиссии по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды. В него, кроме того, внесли и пункты, предусматривающие обращение на федеральный уровень с целью рассмотрения вопросов о возможности включения в проект «Чистая вода» реконструкции водопроводных сетей, а также ужесточения требований к исполнителям работ за нарушение их сроков.