14.04.2021

Юлия Оглоблина: «Нужно сохранить сельские школы, если там есть ученики»

13 апреля в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания, посвященные оптимизации сельских школ в субъектах РФ. Участники встречи обсудили наиболее распространенные проблемы, которые встают перед родителями, учащимися, учителями и администрацией при реорганизации малокомплектных школ в малых населенных пунктах.

По мнению экспертов, сельской школой нужно заниматься в комплексе всех стоящих перед нею проблем, таких как кадры, качество образования, материально-техническое обеспечение и финансирование в целом.

Открывая встречу, модератор заседания председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина рассказала:

«Мы неоднократно слышали, как называют школу на селе. “Школа – центр жизни села и его основа, школа – селообразующая организация”. И так называют ее обоснованно. Однако за последние 20 лет количество сельских школ в России сократилось вдвое: в 2010 году насчитывалось 45,5 тысячи сельских школ, а в 2019-м – лишь 22,9 тысячи. Основное сокращение пришлось на 2014 год, но и после этого ежегодно наблюдается уменьшение количества сельских школ. Это имеет негативные последствия для каждой деревни, района и в целом для страны».

Общественница рассказала, что в адрес Комиссии ОП РФ периодически поступает информация о закрытии малокомплектных сельских школ или сокращении классов в них с переводом учащихся в более крупные школы в соседних населенных пунктах.

По ее словам, в первую очередь бьют тревогу родители учеников, так как это связано с определенными неудобствами: школьникам, да и учителям приходится ежедневно проезжать значительные расстояния до школы и обратно.

«Сами селяне и глава государства единодушны в утверждении: “Когда закрывается школа – умирает село”. Поэтому в 2018 году была запущена госпрограмма по поддержке и развитию сельской местности для привлечения молодых кадров в малые населенные пункты. Уверены, что надо не опускать руки, а предпринимать все попытки, чтобы сохранить сельские школы, если там есть ученики», – подчеркнула Юлия Оглоблина.

Глава Комиссии ОП РФ представила статистику финансового обеспечения программ и проектов по сохранению и развитию села в России. Несмотря на печальную динамику численности сельских школ, есть внушительная господдержка. Так, с 2019 по 2020 год по линии Минсельхоза России на финансирование мероприятий по комплексному развитию сельских территорий было выделено 33,1 миллиарда рублей. А по другим ведомствам – 127 миллиардов рублей. При этом реорганизация сельской школы приводит к конфликтам местных жителей и администрации, информация не доводится заблаговременно, нет диалога власти и общества.

Эксперт отметила, что в законе об учете мнения жителей говорится о муниципальном образовании, но по стране неоднородное территориальное деление, поэтому на сельские территории, входящие в состав городских округов, не распространяется данная норма. Юлия Оглоблина предложила законодателю внести изменения формулировок и использовать понятия «сельские территории» или «сельские населенные пункты». Также предлагается учесть позицию регионов по данной проблеме и рассмотреть опыт субъектов РФ в реорганизации образовательных учреждений, работе с населением и оценке последствий оптимизации школ на федеральном, региональном и местном уровне.

Юлия Оглоблина обратила внимание участников на неоднозначность процедуры присвоения статуса «малокомплектная школа». Она также предложила обсудить механизмы финансирования сельских школ.

Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко рассказал, что ведомством был проведен анализ всех образовательных учреждений страны. Было выявлено, что в России существует 9324 школы с низкими образовательными результатами – это школы, где более трети обучающихся в параллели не осваивают предметы, в том числе среди старшеклассников.

«За вторую половину 2020 года на федеральном уровне были проведены курсы повышения квалификации для педагогов из сельских и малокомплектных школ. Более 70 тысяч педагогов повысили свою квалификацию по русскому языку, математике, химии, физике и биологии. И каждый прошел итоговую аттестацию этих курсов», – сообщил представитель профильного министерства.

По словам Евгения Семченко, около 20 процентов педагогов не владеют своим предметом, а примерно половина специалистов не владеет методикой преподавания на достаточном уровне. Планируется в 2021 году из тех школ, которые уже принимали участие в проекте, отправить на переаттестацию 100 тысяч педагогов, которые не смогли пройти ее в первый раз.

Кроме того, по словам эксперта, ежегодно по 4,5 тысячи школ, в первую очередь сельские малокомплектные, будут обеспечиваться базовым лабораторным оборудованием по физике, химии, биологии.

«Вместе с Рособрнадзором начата реализация проекта “500+”, в рамках которого необходимо выполнить задачу, поставленную Президентом страны, о вхождении России в десятку стран мира по качеству общего образования. Проект “500+” направлен на адресное методическое сопровождение школ с низкими образовательными результатами. Во многих субъектах РФ система методической помощи полностью разрушена и сейчас ее приходится восстанавливать, особенно это актуально для сельских школ», – сообщил он.

Рассказывая о развитии цифровизации в образовательной системе, эксперт отметил, что министерством не планируется переводить обучение полностью в онлайн-формат и отказываться от традиционной формы обучения. При этом в планах министерства проведение широкополосного интернета во все школы, в частности сельские, и поставка компьютерного и проекционного оборудования.

О проблемах реорганизации и ликвидации сельских школ рассказала Татьяна Хударова, врио директора лицея имени Героя России Веры Волошиной в подмосковной деревне Головково.

Эксперт предположила использовать мультипликационный эффект при оптимизации сельских школ, то есть вкладывать материальные и нематериальные инвестиции и получать отдачу, превышающую вложения.

По ее словам, сейчас многие проблемы связаны с сокращением штата и, как следствие, маятниковой эмиграцией в связи с отсутствием работы или низкой оплатой труда работников сферы образования в малых городах и селах.

В ходе дискуссии участники рассказали о комплексе проблем, связанных с объединением сельских школ в Московской области в образовательные комплексы и жалобами родителей на несогласованность с жителями на перевод детей в удаленные здания школы.

Заведующий отделом стратегии развития образования Министерства образования Московской области Александр Кармаев отметил:

«Сейчас в регионе идет масштабный процесс объединения школ в комплексы. Все обращения от родителей рассматриваются, и учитывается мнение родительского сообщества».

Юлия Оглоблина подчеркнула, что, несмотря на проводимую работу, на местах по-прежнему не налажен контакт с родителями обучающихся и не проводится разъяснительная работа по реорганизации школ. Она уверена, что в этом направлении необходимо более плотно взаимодействовать с родительским сообществом и находить компромиссные варианты решения проблем.

Она добавила, что по итогам общественных слушаний планируется выработать рекомендации по формированию государственной политики, совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке специализированных государственных программ и мероприятий, направленных на поддержку сельских школ. Документы будут направлены в правительство и профильные ведомства.