13.05.2021

Для развития МСП недостаточно только финансовых мер поддержки

Предложения по совершенствованию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» представили участники очередного заседания Координационного совета по национальным проектам и народосбережению, состоявшегося в Общественной палате РФ.

Участие в заседании приняли полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Артур Ниязметов, заместитель полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Алексей Кузьмицкий, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Данил Шилков, генеральный директор – председатель правления Корпорации МСП Александр Исаевич.

«Выстраивая работу нашего Координационного совета, мы исходим из высшего национального приоритета – народосбережения, а также прямых поручений Президента Общественной палате: поддерживать инициативы в сфере народосбережения, в том числе и в развитии предпринимательства, и осуществлять общественный мониторинг и контроль за ходом исполнения нацпроектов. Наша задача – концентрировать мнение гражданского общества об этих проектах, ставить проблемные вопросы перед органами власти всех уровней», – напомнил председатель координационного совета, заместитель Секретаря ОП РФ Александр Галушка.

Инструментом этой работы стал индекс народосбережения, в который входят и такие показатели, как предпринимательская активность, новые рабочие места, создаваемые в сегментах МСП – показатели, напрямую касающиеся национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», пояснил он.

Поддержке малого и среднего предпринимательства в последние годы уделяется значительное внимание, в том числе смягчению последствий пандемийного года, заявил аудитор Счетной палаты РФ Данил Шилков. При этом, по его словам, динамика показателей сектора МСП до кризисного 2020 года не свидетельствует о наличии резких позитивных перемен: темпы роста совокупного дохода субъектов МСП в период с 2016–2019 годов не превысили уровня инфляция, а показатель доли кредитов субъектам МСП из года в год снижается. Совокупный доход субъектов МСП составил 73,2 триллиона рублей в 2016 году, 73,6 триллиона рублей в 2017 году (прирост 4,3 процента), 73,8 триллиона рублей в 2018 году (прирост три процента), 76,4 триллиона рублей в 2019 году.

«Сложившийся тренд позволяет говорить о риске недостижения показателей будущих периодов», – делает вывод представитель Счетной палаты РФ.

По его словам, мониторинг реализации рассматриваемого нацпроекта, итоги которого были подведены в августе 2020 года, показал, что нацпроект нельзя признать в полной мере стратегическим документом. Об этом свидетельствуют несогласованность целевых ориентиров нацпроектов с параметрами развития МСП на период до 2030 года и факторы, препятствующие оперативному принятию взвешенных управленческих решений. В их числе – длительное формирование официальной статистики, отсутствие декомпозиции целевых показателей нацпроекта до уровня федеральных проектов и до конкретных участников его реализации, отсутствие инструментов, позволяющих непрерывно оценивать уровень эффективности мероприятий. Кроме того, нацпроектом не был предусмотрен мониторинг показателей деловой активности организаций сектора МСП, таких как объем производства, рост прибыли, налоговых выплат, прирост активов.

Результатом аудита стали рекомендации Правительству РФ по доработке мер и инструментов нацпроекта, подчеркнул Данил Шилков. Среди них – создание инструментов для проведения мониторинга реализации нацпроекта; проведение анализа мер господдержки МСП; проведение оценки влияния конкретных мер поддержки, принятых в пандемийный год, на финансовое положение субъектов МСП; внесение изменений в методику расчета показателя численности занятых МСП.

Он также отметил, что уже в конце 2020 года ФНС России запущен единый реестр субъектов МСП – получателей мер поддержки, позволяющий отслеживать количество получателей и объемы такой поддержки, и своевременно актуализировать эти данные. А в 2021 году на базе ФНС России запланировано внедрение аналитического сервиса, который позволит проводить корректировку мер поддержки, а Минэкономики России в настоящее разрабатывает методику оценки эффективности таких мер поддержки.

Данил Шилков рассказал, что в 2020 году численность занятых в сфере МСП приблизилась к 23 миллионам человек, превысив плановое значение более чем на 12 процентов, при этом обратив внимание, что в 2019 году этот показатель составлял 19,3 миллиона человек, что, по его мнению, может быть связано с увеличением числа зарегистрированных самозанятых, т. е. рост может свидетельствовать не об увеличении деловой активности населения, а о легализации и ранее осуществлявшейся трудовой деятельности. Кроме того, на статистические данные могло повлиять изменение методики расчетов показателя и риски задвоения данных.

Представитель Счетной палаты озвучил и результаты анализа федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта МСП. По его словам, здесь не достигнуты такие плановые показатели, как количество субъектов МСП, применяющих контрольно-кассовую технику, имеющих право не представлять налоговую отчетность; объем кредитов, выданных субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по субсидируемой ставке; количество подготовленных тренеров для обучения целевых групп по утвержденным методикам. Недостатки выявлены и в управлении реализацией национального проекта и федеральных проектов в 2020 году.

Развитию МСП препятствует не недостаток мер поддержки, а сам подход: в экспортно-сырьевой модели экономики нет структурных ниш, чтобы развивалось не торговое, а производственное МСП, считает заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Артур Ниязметов. Он назвал основные направления, за счет которых может расти неторговое и несырьевое предпринимательство. Во-первых, это офсетные контракты, в том числе межрегиональные. Во-вторых, развитие инфраструктуры – решением могут стать инвестиционные бюджетные кредиты. Третье направление – увеличение числа льготных кредитов и уменьшение их ставки; механизмом, делающим кредиты доступнее, может стать целевая проектная эмиссия или целевая докапитализация. Четвертое направление – отраслевая экспертиза.

«Нужно помочь людям заняться этим предпринимательством, здесь нужен продукт под ключ, франшиза от государства. Можно обучать, как это делать, давать технологии, давать лизинг по определенному перечню оборудования. Мне кажется, это одна из основных задач, которая могла бы лечь в основу деятельности Корпорации МСП», – рассуждает он.

Также Артур Ниязметов внес предложение по преодолению избыточного административного давления на предпринимательство, создающегося из-за того, что ведомства, ответственные за контроль и развитие бизнеса, в большинстве случаев разведены:

«Предлагаю трансформировать Торгово-промышленную палату в тот орган, который объединит ответственность за развитие предпринимательства и полномочия контроля над ним. Такая практика реализуется в работе ТПП Германии».

Попытаться связать национальный план развития МСП с национальным планом развития конкуренции и ввести в качестве критерия эффективности мер поддержки количество предприятий малого бизнеса, сегментированных по отраслевому принципу, предлагает заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Он согласен, что только финансовых мер поддержки недостаточно для развития МСП.

Эксперт убежден, что без радикального изменения регуляторики качественное развитие МСП невозможно. Акселерация и регуляторика МСП, говорит он, должна включать в себя ограничение темпов роста тарифов и платежей для бизнеса и ограничение ответственности учредителей и директоров по долгам ООО. По его мнению, изменений требует отраслевое законодательство в сфере торговли и туризма, кроме того, для защиты субъектов МСП необходимо менять законодательство об административных правонарушениях и расширять функционал цифровых платформ. Предложения в части налогов и страховых взносов касаются создания переходного налогового режима для роста отдельных отраслей МСП; снижения налоговой нагрузки, исчисляемой от кадастровой стоимости; повышения привлекательности налогового режима для самозанятых; роста объема инвестиций в сектор МСП и т. д. Он озвучил и другие предложения, касающиеся повышения финансирования МСП, поддержки экспорта МСП.

Среди приоритетных кредитно-гарантийных мер поддержки МСП генеральный директор – председатель правления Корпорации МСП Александр Исаевич назвал увеличение объема и охвата субъектов МСП такими мерами, как формирование исчерпывающей продуктовой линейки, развитие специализированных финансовых инструментов, цифровизация процессов, доступ малого бизнеса к льготному лизингу оборудования и др.

«Если говорить про увеличение объема и охвата, то мы предполагаем, что этого возможно достичь за счет упрощения процедур как для МСП, так и для банков путем внедрения механизма зонтичных поручительств. По сути, это полное встраивание мер финансово-гарантийной поддержки в процедуру кредитования, которые приведут к существенному сокращению сроков оказания поддержки и обеспечат бесшовность процедур», – сказал он.

Александр Исаевич также отметил такие важные направления деятельности корпорации, как помощь регионам в развитии инфраструктуры поддержки МСП и выстраивание открытого диалога бизнеса и власти, который поможет понять запросы бизнеса и предложить правильные решения.

«Совместно с органами исполнительной власти мы начали формовать коллегиальный орган по корпорации, который станет единым агрегатором инициатив бизнеса из всех регионов», – поделился он.

Важнейшая задача – вырастить из малого бизнеса средний, крупный и т. д., отметил заведующий лабораторией, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Белоусов. Было бы правильно, считает он, если Корпорация МСП поставит задачу по координации действия других институтов развития, в том числе по выстраиванию связей малого бизнеса с госкорпорациями, с крупным бизнесом и т. д. по созданию возможностей для ускоренного роста.

Руководитель проекта ОНФ «Профстажировки 2.0» Илья Семин считает, что прямым выполнением задачи народосбережения и поддержки малого бизнеса может стать введение продуктовых или товарных сертификатов. Он также обратил внимание на необходимость мотивации муниципалитетов – часть приростов налогов МСП должна гарантированно оставаться у них, а также на отсутствие у нацпроектов преемственности – начинать новый нацпроект необходимо с анализа причин того, почему не исполнен предыдущий. Илья Семин также предложил учесть в нацпроекте по МСП заработки в интернете.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло предложил провести социологическое исследование, чтобы выяснить, какое количество детей, разводов среди семей малого и среднего предпринимательства, каково качество их жизни.

«Я уверен, что мы получим хороший результат. Может ли быть стимулом к развитию МСП в том числе решение вопроса нацпроекта номер один – вопрос демографии. Этот вопрос рефреном должен везде звучать», – пояснил он.

Идею поддержал Александр Галушка, который согласился, что на уровне ощущений есть связь между тем, что человек занимается предпринимательством, и количеством детей:

«Выход – не только дать пособие, а дать возможность заниматься предпринимательством – быть самозанятым, индивидуальным предпринимателем, малым бизнесом с перспективой вырасти в средний. Такого рода связь надо показать: помогая людям заниматься предпринимательством, мы создаем экономическую устойчивость семей, решаем проблему непопадания в бедность при рождении детей с учетом того, что Президент охарактеризовал ситуацию как чрезвычайную и определил ее высшим национальным приоритетом. Было бы правильно реализовать такого рода исчезновение».

Подводя итоги заседания, Александр Галушка отметил и другие предложения экспертов, которые лягут в основу рекомендаций правительству Координационного совета по совершенствованию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это введение показателя удовлетворенности малыми и средними предпринимателями результатами нацпроекта. Это обязательный анализ результатов, эффективности всех прежних программ развития малого бизнеса.

«Культура исторической перспективы должна быть общим правилом любого государственного решения», – заявил он.

Это анализ лучших практик малого и среднего предпринимательства. Это отраслевая экспертиза бизнес-проектов и формирование отраслевых дорожных карт развития малого бизнеса и другое.

«Последние 20 лет мы топчемся на месте. У нас нет развития малого бизнеса, – констатировал он. – Предложите нам дерево целей с причинно-следственными связями, с результатом анализа. В этих причинно-следственных связях хотелось бы увидеть анализ того, как, например, появляются офсетные контракты, тогда становится понятно, какой спрос возник, какие нужны меры поддержки и какой акселерат должен включиться, чтобы бизнес из малого вырос в средний и большой. В рамках этих связей нам нужны ключевые механизмы, реалистично объясняющие, как мы этих целей будем достигать».