Школьные автобусы: единый стандарт безопасности и качества
В Общественной палате России состоялась экспертная дискуссия, посвященная состоянию системы школьных автобусов в России. Организатором и модератором мероприятия выступил член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов.
Он сообщил, что в ближайшие три года за счет федерального бюджета должно пройти обновление парка школьных автобусов. Всего в регионы будет поставлено не менее 16 тысяч машин. Однако поставка техники не позволит полностью решить комплекс проблем, возникающих при перевозке детей.
Среди ключевых проблем в работе школьных автобусов эксперты отметили следующие: эксплуатация автобусов и их техническое состояние возложены на директора образовательной организации, что является несвойственной им функцией. Весь груз проблем по организации и обеспечению безопасности перевозки обучающихся ложится на руководителя образовательной организации. Кроме того, отсутствует единая база транспортных средств для оценки технического состояния и возраста автопарка, существует дефицит кадров и фонда оплаты труда водителей, у школ нет базы для хранения и ремонта техники. В ряде муниципалитетов невозможно запустить школьные маршруты из-за отсутствия дорожного полотна.
Также отсутствуют единые подходы к формированию максимальной и минимальной цены контракта на осуществление перевозок. Илья Зотов отметил, что диапазон цен за день работы малого класса автобусов – от 4182 до 6636 рублей.
«Важно разработать единый стандарт качества школьных автобусов, чтобы не допускать перевозку детей на транспортных средствах, не позволяющих обеспечить безопасность во время поездки. Важно создать онлайн-реестр транспортных средств, осуществляющих подвоз школьников, где можно будет проверить прохождение технического, медицинского осмотра, а также иметь базу водителей, допущенных до перевозки детей, с учетом спецтребований, предъявляемых к данной категории специалистов», – подчеркнул член ОП РФ.
Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов обратил внимание на то, что на многих территориях попытка перехода в режим подвоза детей к более крупным школам вызывала недовольство и непонимание, которые в полной мере не устранены.
«Действительно, мы можем спорить о том, в каких случаях лучше подвозить детей, а в каких – сохранять маленькие сельские школы. Но жизнь показывает, что во многих сельских учреждениях обеспечить образование невозможно. Это даже не вопрос оптимизации финансовых потоков, это вопрос о будущем тех детей, которые в этих школах учатся. Если там один преподаватель ведет пять – семь дисциплин, то очевидно, что тот, кто эту школу заканчивает, не сможет сдать ЕГЭ, не сможет поступить в вуз, и его жизненные возможности будут ограничены. В этом смысле школьные автобусы – это объективная необходимость», – сказал общественник.
Член координационного совета ОНФ по вопросам общественного транспорта, генеральный директор ООО «Ресурстранс» Сергей Куликов отметил еще одну проблему: в условии отсутствия четких стандартов выбора подрядчиков ключевым аспектом становится цена.
«Как правило, подрядчики выигрывают с большим ценовым демпингом до 25 процентов от начальной цены, которая сама по себе никак не регламентируется. Это происходит из-за снижения качества услуг, несоблюдения режима труда и отдыха, формального проведения предрейсового осмотра, уклонения от налогов. Все это негативно влияет на качество перевозок, в первую очередь на безопасность», – сказал эксперт.
Александр Кондрашев, директор проектного офиса по развитию транспорта «ВЭБ.РФ», указал на то, что в России отсутствует единая политика в отношении школьных перевозок.
«Федерация помогает регионам обновлять школьные автобусы, и сейчас эта поддержка выстроена в формате дарения этих транспортных средств. Дальше происходит следующее: регионы бьются за то, чтобы получить эти автобусы, а потом машины не эксплуатируются. Поэтому первый вопрос – это вопрос единой политики, мер поддержки и контроля», – добавил он.
Евгений Хохлунов, заместитель директора по корпоративным отношениям компании «Яндекс», сообщил, что для компании важнейшим вопросом является безопасность перевозок. Он рассказал, что «Яндекс» использует датчики различных гаджетов для контроля маневренности автомобилей, и эту систему можно внедрить в школьные автобусы. Эксперт подчеркнул, что использование средств удаленного контроля стимулирует водителей ездить аккуратнее и внимательнее относиться к пассажирам.
Олег Марков, генеральный директор компании «Современные транспортные технологии», сказал, что в ряде регионов отсутствует возможность системно и качественно обеспечивать мобильность перемещения детей. Выбор транспортного средства и его оснащения зависит от бюджета региона.
«Говоря о доступности школьных автобусов на селе, нельзя забывать о проблеме, которая есть в удаленных регионах в части обеспечения мобильности проживающих там людей. Я думаю, что эта проблема достаточно остро стоит. Вопрос обеспечения транспортной мобильности и качества услуг в сельской местности должен ставиться в комплексе развития сельских территорий», – отметил спикер.
В ходе обсуждения эксперты выработали пути решения основных проблем в области школьных перевозок. По их мнению, необходимо сформировать перечень дорог, входящих в маршрут школьного автобуса, для их ремонта в приоритетном порядке, при строительстве новых школ в сельских территориях запланировать обустройство гаража для стоянки школьного автобуса, а также разработать единый стандарт качества школьных автобусов, чтобы не допускать перевозку детей на транспортных средствах, не отвечающих требованиям безопасности.
«По поручению председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрея Максимова формируем перечень рекомендаций по итогам нашего мероприятия. Будем отслеживать принятые решения и еще не один раз соберемся, чтобы сверить часы и посмотреть реализацию предложений в реальной жизни», – подытожил Илья Зотов.