22.07.2022

Капремонт школ: новая среда для детей, учителей и родителей

Минпросвещения России совместно с Минстроем России и субъектами РФ реализует программу «Модернизация школьных систем образования», в соответствии с которой до 2026 года порядка 7,3 тысяч общеобразовательных организаций будут преобразованы в современные модернизированные школьные инфраструктуры. Программа реализуется в рамках госпрограммы «Развитие образования».

Контроль за ее реализацией взяли на себя федеральный и региональные штабы общественного контроля по вопросам капремонта школ и развития школьной инфраструктуры Общественного совета при Минпросвещения России. Среди экспертов, осуществляющих процедуру общественного контроля, помимо членов общественного совета – члены ОП РФ, депутаты Государственной думы РФ, представители общественно-политического движения «Объединение родителей», общественной организации «Союз отцов» и другие гражданские активисты.

«Сегодня перед нами стоят важнейшие задачи, связанные с созданием современных и комфортных условий для учебы, развития образовательной инфраструктуры в нашей стране. Очень ценно, что в их реализации активно задействована общественность, которая следит за ходом этих программ, качеством их исполнения, вовремя сообщает, как продвигается работа и какие вопросы требуют нашего особого и пристального внимания», – отметил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в своем приветственном слове.

Министр подчеркнул, что система общественного контроля хорошо себя зарекомендовала, ее внедрение способствовало повышению открытости, как программы капитального ремонта, так и других важнейших инициатив, поэтому ее значение и возможности ее использования будут расширяться.

Первый заместитель Министра просвещения России Александр Бугаев особо отметил, что программа капитального ремонта направлена на обеспечение комфортных условий для учебы детей.

«В этой связи деятельность штабов общественного контроля за реализацией программы капитального ремонта имеет большое значение. Для нас взаимодействие с общественным сектором – нашими партнерами: Общественной палатой России, политическими партиями, общественными организациями – является одним из важнейших направлений деятельности», – сказал он.

Семьдесят процентов российских школ, вошедших в первую волну программы и находящихся в активной стадии капитального ремонта, должны открыться уже к 1 сентября, напомнила Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, руководитель Федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры: «Очень важно понять текущий статус реализации программы в этих школах. Если есть какие-то проблемные моменты, то самое время решать их сообща».

Она также отметила, что, при осуществлении общественного контроля программ по модернизации школ важно отследить, что максимально учтены пожелания ключевых «заказчиков» – детей, учителей и родителей.

«Призываем регионы открыто обсуждать как успешные кейсы и находки, так и проблемные вопросы, и вместе искать пути их решения», – сказала Наталья Кравченко.

С результатами промежуточного мониторинга капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры участников встречи ознакомила Надежда Статура, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения РФ. Актуальная информация о ходе ремонта размещена на интернет-ресурсах 51 процента образовательных организаций; горячая линия организована у 38 процентов школ. В 15 процентах организаций предусмотрено пространство «Большой перемены», в 25 процентах организаций – центры детских инициатив. Более чем в 27 процентах школ организован школьный музей, более чем в 15 процентах школ – школьные театры. По словам главы департамента, риск невыполнения программы выявлен всего у 3% образовательных организаций.

«Мы внимательно следим за рисками выполнения программы в срок. Сейчас такая вероятность выявлена всего у трех процентов образовательных организаций, что связано с нарушением сроков подрядчиком, неполным освоением денег, недостаточным финансированием, нехваткой кадров на объекте и другими причинами», – поделилась она.

Программа общественного мониторинга запущена и региональными штабами. Их результатами поделился заместитель директора Центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ Игорь Барсуков. Он отметил, что большой печень субъектов РФ фиксирует удачно сложившееся взаимодействие федерального и регионального штабов общественного контроля по вопросам капремонта школ, а также рассказал, что вся полученная в ходе мониторинга информация будет своевременно представлена в Минпросвещения России, чтобы ее могли озвучить на начинающихся с 10 августа педагогических совещаниях. Для того, чтобы в оперативном режиме реагировать на проблемы, в рамках общественных штабов организована горячая линия – все возникающие вопросы можно направлять по адресу kapremont@oprf.ru.

Он подчеркнул, что, по информации большинства штабов общественного контроля, не установлено серьезных срывов сроков работ, а большинство школ демонстрируют удачное взаимодействие с региональными штабами.

Для более эффективной организации общественного контроля был подготовлен проект чек-листа, понятный не только профессионалам строительной отрасли, но и представителям общественности. Об этом рассказал заместитель начальника центра комплексного мониторинга инфраструктуры образовательных организаций Московской области АСОУ Дмитрий Шустов. В чек-лист вошли вопросы, которые участники общественного контроля могут задать подрядчикам и администрации образовательных организаций для выявления основных реперных точек – ключевых проблем и возможных путей их решения.

«Вопросы адаптированы так, что представители общественности могут приехать на место, а могут позвонить по телефону, если капремонт проводится на большом расстоянии от того, кто проводит мониторинг», – пояснил он.

Эксперты из разных регионов поделились своим опытом мониторинга реализации программы капремонта школ. Среди положительных практик они отметили привлечение к общественно-родительскому контролю людей, имеющих профессиональные знания в строительной в сфере; составление графика посещений родителями строек; участие родителей и детей в выборе дизайнерских решений – именно такой проект «Решаем сами» развернула в Волгоградской области Светлана Казаченок, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив.

По мнению экспертов, необходимо вносить недобросовестные организации в общероссийский реестр недобросовестных подрядчиков; учитывать родительское мнение на стадии формирования технического задания; включать в сроки проведения капремонта поставку и установку оборудования.