27.07.2022

Конкуренция на равных: барьеры между НКО и социальными услугами

В Общественной палате РФ проанализировали реализацию 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Участники конференции «Конкуренция на равных» рассказали, какие барьеры стоят перед НКО – поставщиками соцуслуг, и предложили механизмы их преодоления. Конференция прошла в рамках проекта «Конкуренция на равных», реализуемого Фондом поддержки и развития отечественной культуры, театрального искусства, русского языка «МТФ “Русская классика”» при поддержке Фонда президентских грантов.

«Наша задача – подготовить предложения по снижению или ликвидации барьеров, если они есть. Смысл 189-ФЗ в том, чтобы в сфере услуг была конкуренция, чтобы исполнители различной организационно-правовой формы могли на равных участвовать в оказании этих услуг, соревноваться за потребителя, демонстрируя и предлагая лучшее качество», – пояснила Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, приветствуя участников конференции.

На основе данных о реализации соцзаказа в пилотных регионах подготовлен доклад о проблемах негосударственных поставщиков. С ним экспертов ознакомила Оксана Коротеева, руководитель проекта «Конкуренция на равных», директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» РАНХиГС. Документ включает в себя разделы о практике работы координационных площадок (площадок для диалога), созданных на базе региональных общественных палат, «Опоры России», общественных советов и ресурсных центров НКО, об участии негосударственных организаций в госзаказе, о барьерах и решениях по развитию участия негосударственных поставщиков в апробации закона.

По мнению эксперта, площадки для диалога позволяют наладить связь между всеми участниками процесса и выделить эффективные практики реализации соцзаказа. Она привела примеры таких практик, как разработка специального сайта для участников апробации закона о соцзаказе, внедрение программ дополнительного профессионального образования по вопросам реализации 189-ФЗ, создание системы информационно-разъяснительной работы и т. д.

«Поставщики после вхождения в 189-ФЗ говорят о стабильности этой деятельности, ее защищенности и устойчивости», – подчеркнула Оксана Коротеева.

По ее словам, системными результатами апробации закона стали приобретение новых навыков в работе с государством, рост покупательской способности, увеличение запроса на услугу, возможность создания новых рабочих мест и другое.

В основном негосударственным организациям передают услуги по социальному обслуживанию на дому, в полустационарной форме, присмотру и уходу за детьми, спортивной подготовке и профессиональному обучению. По результатам опроса около трех тысяч получателей услуг, 43,9 процента которых получали услуги у НКО, 2,3 тысячи респондентов отметили, что качество услуг стало лучше. Для почти 500 получателей соцуслуг ничего не изменилось, и только семь человек заявили, что качество услуг ухудшилось. Среди замечаний – отсутствие желаемых услуг, повышенные цены, малое количество посещений, недоверие к поставщику и т. д.

Оксана Коротеева назвала выявленные исследованием проблемы, возникшие при реализации закона о соцзаказе. Во-первых, это неготовность органов власти работать с НКО: отсутствие системной поддержки поставщиков соцуслуг, нежелание посещать площадки для диалога, неготовность работать с небольшими НКО. Во-вторых, это неготовность самих НКО и граждан к реализации закона: отсутствие мотивации, незаинтересованность в действующих направлениях соцзаказа, отсутствие достаточной квалификации, низкие тарифы. В-третьих, это проблемы в работе коммуникативных площадок: отсутствие системного взаимодействия, дефицит экспертов по ФЗ-189, неготовность информационных, цифровых систем, отсутствие методик на федеральном уровне и другое.

О роли общественности в продвижении социального заказа в Югре рассказала Ольга Сидорова, член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, заместитель председателя ОП Югры. Она отметила, что за время апробации в Югре закона доля присутствия негосударственных поставщиков в социальной сфере выросла в два раза, а удовлетворенность населения качеством услуг увеличилась с 48 до 53 процентов. Среди очевидных плюсов апробации эксперт назвала повышение качества услуг, личную финансовую стабильность и высокую удовлетворенность получателей услуг. Среди минусов – слабый анализ происходящего, высокая потребность в услугах при малом количестве участков рынка, слабая заинтересованность потенциальных участников в апробации закона о соцзаказе.

Нужно выстроить целостную систему управления в сфере соцзаказа, подчеркнул и. о. директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Руслан Корчагин. Такая система управления, по его мнению, предполагает формирование банка лучших практик, рейтингов для того, чтобы на них ориентировались главы субъектов РФ. Одним из инструментов управления могут стать ежегодные мониторинговые доклады, которые позволят развить системную рефлексию у сектора.

Важность систематизации работы с единой дорожной картой, мониторингом и отчетами поддержала Нина Поличка, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления. По ее мнению, чтобы решить задачу-минимум в регионе, необходимо выбрать услугу с меньшей доступностью – так проще привлекать негосударственных поставщиков. Следующая задача – определиться с методологией решения задачи, выбрать «центрового» и разделить труд между всеми участниками.

Все регионы должны стремиться к созданию координационных площадок для объединения усилий, отметила Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда «Наше будущее». По мнению эксперта, в настоящее время не хватает подходов к определению полезности и эффективности деятельности социально ориентированных НКО и социальных предпринимателей, а ведь государству важно видеть полезность сектора.

«Наш фонд собирает заявки в акселерационную программу для социальных предприятий, которые хотели бы стать исполнителями социального заказа. Одна из задач – научиться определять социальный эффект от своей деятельности», – поделилась она.

В программу конференции вошли круглые столы, посвященные таким направлениям социальных услуг, как социальная защита, социальное обслуживание и содействие занятости населения, паллиативная помощь, профилактика социально значимых заболеваний, спортивная подготовка, туризм, реализация дополнительных образовательных программ. Эксперты представили практики, результаты и перспективы реализации механизмов социального заказа.