06.10.2023

Задача учителя — увидеть таланты ученика и помочь их раскрыть

День учителя ежегодно отмечается 5 октября. Но в этом году это особенный праздник, он проходит в Год педагога и наставника. Миссия года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе наставников. Во всех регионах России со 2 октября идет Большая учительская неделя, на тематических мероприятиях обсуждают роль педагога в формировании личности, подводятся итоги профессиональных конкурсов.

Члены ОП РФ из Москвы, Орловской, Пензенской, Смоленской, Ульяновской областей, Красноярского края и Республики Ингушетии рассказали о тех временах, когда они сами учились в школе, об учителях, которые помогли им найти свой путь, о своем педагогическом опыте и о том, что значит быть учителем.

«Самое важное для учителя — обращать внимание на индивидуальные качества ученика»

Армен Гаспарян, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию:

Я учился в самом центре Москвы, в знаменитой 64-й школе имени Героя Советского Союза Наташи Ковшовой (сейчас 1284). Я был мучением всей школы, потому что мне было нестерпимо скучно на уроках. Школа была с колоссальными традициями, и все должны были быть одинаковыми. У меня это не получалось: с шести лет я занимался при “Мосфильме”, а там учили тому, как быть эксклюзивным, не быть ни на кого похожим. Это вносило чудовищное противоречие в мою учебу в целом, это было типичное противостояние школьника и учителя.

Уже через 10 лет после окончания школы, будучи ведущим радиостанции “Маяк”, я пришел на встречу выпускников и задал классному руководителю и директору школы вопрос: “Для чего тогда надо было буквально ломать через колено?” Они сказали: “Зато мы из тебя сделали человека”. Мне кажется, все-таки это спорно. Но, с другой стороны, многие из навыков, которые были приобретены в школе, потом пригодились.

Самое важное для учителя — обращать внимание на индивидуальные качества ученика, помогать ему раскрывать те дарования, которые в нем есть. У меня так было с учителем истории. Он видел, что у меня есть очень серьезный интерес, что я много читаю дополнительной литературы. Он подсказывал, что надо читать, это потом мне, конечно, пригодилось. Ведь мелочей в жизни вообще нет, и многое зависит от преподавателя, его внимания.

«Тихо в классе на тех уроках, которые интересны ученикам»

Марина Проскурнина, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций:

День учителя я по праву считаю своим профессиональным праздником. В 2001 году окончила Смоленский государственный педагогический университет по специальности “учитель русского языка и литературы” и 10 лет работала в небольшой сельской школе Краснинского района Смоленской области.

Сейчас все чаще задумываюсь над тем, что повлияло на мой выбор профессии. Мне нравилось учиться в школе, у меня были любимые учителя, но себя учителем я не видела. Хотя понимаю, что литературу и русский я выбрала неслучайно. Раньше про таких, как я, говорили: “Читает запоем”. Нравились уроки литературы, когда вместе с учителем мы разбирали содержание произведений, учились анализировать стихи. А ведь это так непросто — разобраться в замысле автора. И как было интересно добираться до самой сути, оказываться в самой гуще описываемых событий, становиться на время одним из литературных героев. Мне нравилось изучать русский язык, постигать все его тонкости. Уже тогда я понимала, что человек, владеющий языком, владеет миром. Я хотела овладеть языком в совершенстве. И хочу сейчас, и продолжаю учиться, потому что русский язык можно и нужно изучать всю свою жизнь.

10 лет работы в школе — совсем небольшой срок. Но знаете, что я чаще всего вспоминаю? Беседы со своими учениками на уроках. Их непосредственные детские мысли и рассуждения. Ребята доверяли мне, а я доверяла им и больше всего не любила их огорчать. Знаете, это было взаимно. Крайне редко они приходили неподготовленными к уроку.

Первые годы, конечно, было нелегко. В толпе своих учеников, высоких старшеклассников, с моим небольшим ростом я терялась, но именно они, мои ученики и их отношение ко мне помогли мне стать более уверенной. А позже пришло и понимание того, что тихо в классе на тех уроках, которые интересны ученикам. И как активно отстаивали ребята свои точки зрения, как любили спорить.

Много времени старалась уделять развитию их творческих способностей. Они учились писать стихи и сказки, короткие рассказы. Исписанные тетрадные листочки я храню до сих пор.

«Зажечь факел желания познания, веры и трудолюбия в душе ученика»

Виктор Ливцов, член Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия:

Я учился в городской средней школе № 7 города Орла. Родители первоначально хотели, чтобы я стал инженером. Но еще школьником я принял решение стать учителем истории. На выбор будущей профессии повлияли не люди, а книги и атмосфера патриотизма, царившая в семье. Затем учился на историческом факультете Орловского педагогического института. Активно работал в студенческом научном обществе. Был старостой научного кружка.

Огромное впечатление на меня произвели книги Антона Макаренко. Хотелось служить людям, воспитывать и учить молодежь, поэтому на пятом курсе темой дипломной работы я выбрал патриотическое воспитание молодежи.

У меня были чудесные педагоги и в школе, и в институте. Они открыли мне целую вселенную знаний. Каждый из них дал что-то свое, неповторимое. Но выбор пути был связан не с влиянием конкретного человека, а с нацеленностью на служение Отечеству всеми своими знаниями и способностями. Я всегда считал, что не мне должны страна и народ, а я должен им.

Самое важное — посвятить себя воспитанию учеников на основе патриотизма, любви к Родине и полной самоотдачи, следуя идеалам добра, чести и порядочности. Главное — воспитать гражданина и научить его добывать знания для блага народа. Надо не заливать знания в сосуд разума, а зажечь факел желания познания, веры и трудолюбия в душе ученика. При этом надо всегда уметь учиться самому, в том числе, как говорил Конфуций, и у своих учеников.

«В общении учителя с учениками не должно быть фальши»

Наталья Грушевская, член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре:

Стать педагогом меня сподвигла моя первая учительница Надежда Александровна Разманова. Она была красивой, в класс входила с достоинством и никогда не повышала на нас голос. В старшей школе у меня не было больше таких кумиров, как она. Однако мне она говорила, что выбирать профессию педагога не стоит, потому что это очень сложно. Я ее, как видите, не послушала. Сам ее образ и пример сыграли для меня значимую роль. Продолжаю общаться с ней до сих пор. Мы видимся раз в неделю. Надежде Александровне 87 лет сейчас, и она до сих пор помнит всех детей, их родителей и много историй из своей педагогической жизни.

Еще на мою профессиональную жизнь повлияла директор школы, в которую я устроилась работать пионервожатой. Через год она предложила мне, 21-летней студентке, должность завуча по воспитательной работе. Было трудно — вокруг мудрые педагоги, а я в таком возрасте завуч. Отработала завучем, учителем географии и классным руководителем в этой школе 10 лет.

На втором месте работы в краевом учреждении дополнительного образования моим наставником стала министр образования Красноярского края Галина Александровна Вачужанина. Наш министр — необыкновенно чуткий и понимающий человек. Она умела увидеть и развить в человеке даже те качества, о которых он сам и не подозревал. С ней мы все выросли.

Профессию педагога важно любить и не предавать, здесь не должно быть фальши, ее обязательно почувствуют и ученики, и родители, и коллеги.

«Задача учителя не только передать знания, но и помочь ученикам стать людьми»

Тимур Мартазанов, член Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия:

Я учился в школе № 1 своего родного города Карабулак Республики Ингушетии. К учебе относился очень ответственно, всегда пытался максимально выкладываться, был легко обучаем. Особенно хорошо мне давались такие предметы, как литература, география, история, русский язык. На меня сильно повлияли мои школьные учителя. Среди них — Лиза Макшириповна Аушева, Вера Викторовна Рогожина, Людмила Александровна Саранча, Надежда Валентиновна Дранова и другие.

Решение стать педагогом я принял, чтобы это помогло мне реализовать свои навыки, таланты, способности. Я их не навязываю, но все-таки, наверное, пытаюсь поучать своих учеников, а не только учить. И многие из них, кстати, стали педагогами в области изобразительного искусства, очень многие выбрали профессию психолога.

Помимо психологии, я занимаюсь обучением живописи. Более 75 моих учеников вернулись к нам в регион специалистами в различных областях, начиная от психологии и заканчивая живописью, рисунком. Они занимаются дизайном интерьера, экстерьера, одежды. Это керамисты, живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства и т. д. Очень отрадно, что мои ученики занимаются педагогической деятельностью в области и высокого искусства, и психологии. Отслеживаю судьбу каждого, радуюсь их успехам. В этом году моя старшая дочь пошла по моим стопам и решила стать детским психологом после медицинского колледжа.

В профессии я люблю отдаваться до конца, ничего себе не оставляя. Пытаюсь развивать способности, заложенные у моих учеников, делать их кругозор шире, учу их быть людьми добрыми, быть “Человеками”. Самая главная задача не только передать им знания, не только воспитать в них гения, но и помочь им стать людьми.

«Важно тонко чувствовать дух коллектива и уметь раскрыть талант каждого»

Оксана Чубарь, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций:

В 1993 году я окончила Пензенский педагогический институт имени В.Г. Белинского по специальности русский язык и литература. На мой выбор повлияли любовь к этим предметам в школе и уважение в обществе к профессии учителя. Родной вуз укрепил во мне творческое начало. Помимо основного процесса обучения, я активно занималась общественной жизнью института, что помогло мне развить коммуникативные и организаторские навыки.

Сейчас я руковожу ГТРК “Пенза”. У педагога и журналиста очень много точек соприкосновения. И тот, и другой делятся информацией и осуществляют обучающие функции. Так же, как и педагог, руководитель СМИ должен тонко чувствовать дух коллектива и уметь раскрыть талант каждого.

Обучаясь и получая базовое образование, человек делает свой профессиональный выбор, а любая профессия требует постоянного совершенствования и саморазвития. У нашей молодежи больше возможностей выбора, больше информации. Но во все времена главное — это внутренний мир человека. Если он духовно наполнен, то всегда найдет себе применение. Просто надо любить свою профессию и быть преданным своему делу.

«Учитель —  это призвание, а педагог — профессия»

Александр Луконин, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре:

Я учился в разных школах. Так получилось, что отец был специалистом высокого уровня. Мы жили на БАМе, в Казахстане, Белоруссии. 11-й класс оканчивал на родине отца, в Ульяновской области.

Самым главным учителем в моей жизни был учитель 64 школы поселка Тюлькубас Чимкентской области Юрий Павлович Шишминцев. Он вел географию, рисование и черчение, а также кружок по туризму. Он пришел преподавать в школу после того, как работал геологом, это наложило серьезный отпечаток на учебный процесс. Его уроки проходили не по параграфам учебника. Он делился с нами важными детальными знаниями. До сих пор его помню и благодарен ему. Надеюсь увидеться с его родственниками. Все разъехались из Казахстана, встречаемся иногда только в соцсетях и там же узнаем, как дела друг у друга.

Когда я поступал в вуз, то пошел на инженерный факультет тогда еще Ульяновского сельхозинститута. Потом прошел курс подготовки по краеведению и туризму как педагог дополнительного образования.

Для меня важно понимание того, что учитель — это призвание, а педагог — профессия. Работая в разных вузах, я наблюдаю, как парни и девушки, вырастая, говорят, что им очень помогает в жизни то, что я когда-то им говорил. Вот это, наверное, самое главное и самое важное в любой профессии.

Поздравляю всех учителей с профессиональным праздником! Желаю любви и благодарной памяти учеников, для которых вы когда-то были наставником или являетесь им сейчас. Пусть бывшие ученики вспоминают вас так, как я своего учителя географии.

Фото: oprf.ru