24.08.2024

Шесть проблем в здравоохранении: какие решения предлагают общественники

23 августа в рамках регионального форума ОП РФ «Сообщество» эксперты приложили решения ряда проблем в здравоохранении, с которыми наиболее часто сталкиваются граждане.

Провел встречу заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, руководитель федерального проекта «ЗдравКонтроль» Евгений Мартынов.

«Сегодня мы расскажем о проблемах, по которым к нам поступает достаточно много обращений, в связи с чем мы можем считать их системными, — сообщил член ОП РФ.

Презентацию с описанием проблем и предложения по их решению представила медицинский юрист проекта «ЗдравКонтроль» Анна Наговицкая.

«Первый вопрос касается граждан, которые подают письменные обращения в медорганизации. Согласно федеральному закону 59-ФЗ, такие обращения рассматриваются в течение 30 дней с момента регистрации. Однако к этому моменту результаты рассмотрения уже могут быть не актуальны для пациента, поскольку требуют безотлагательного реагирования», — рассказала она.

В качестве решения было предложено два пути: глобальный — доработка федерального закона и более простой и оперативный — внесение изменений в подзаконные и ведомственные акты, в частности в приказ Минздрава РФ от 5 мая 2012 года номер 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

«В первую очередь, мы хотим установить укороченные сроки для рассмотрения обращений паллиативных пациентов, а также пациентов, находящихся в стационаре, несовершеннолетних и инвалидов», — пояснила Анна Наговицкая.

Следующая проблема, по словам спикера, касается изменений, внесенных в закон об образовании в 2003 году, согласно которым все обучающиеся допускаются до занятий физической культурой на основании заключения медорганизации, выданного по результатам профилактического медосмотра.

«Для несовершеннолетних учеников такие формы заключений предусмотрены, — пояснила Анна Наговицкая. — Однако совершеннолетние участники образовательного процесса остались неохваченными. Это абитуриенты вузов и средних специальных учебных заведений. Мы сталкивались с тем, что студенты находились под угрозой отчисления в случае отсутствия справки. А какую справку необходимо предоставить, неизвестно. При этом без такого медицинского заключения образовательная организация не может аттестовать учащегося».

Для решения данной проблемы, по мнению, экспертов, необходимо внести изменения в порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 27 апреля 2021 года № 404н), установив, что врач определяет группу здоровья по специальным правилам, которые предварительно будут специально разработаны.

Третья проблема связана с предоставлением плановой медпомощи пациентам при длительном лечении в дневном стационаре.

По словам Анны Наговицкой, это так называемое пересечение страховых случаев, в результате которого пациентам отказывают в получении плановой медицинской помощи в поликлинике, к которой они прикреплены по месту жительства.

«Таким образом, например, онкологический пациент, проходящий лечение в дневном стационаре, не может получить помощь в поликлинике при высоком давлении или другой проблеме со здоровьем», — пояснила она.

Эксперты считают, что данный вопрос необходимо решать на уровне Федерального фонда обязательного медицинского страхования: должен быть пересмотрен порядок оплаты плановой медицинской помощи пациентам, получающим лечение, в том числе длительное, в условиях дневного стационара.

Четвертый пункт касается оформления коммерческого рецепта для приобретения препарата пациентом, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение.

«Проблема заключается в том, что если пациент, имеющий право на бесплатное лекарство, не нашел его в льготной аптеке, то врач не может оформить для него так называемый коммерческий рецепт, поскольку пациент имеет льготу», — рассказала Анны Наговицкая.

Для решения проблемы, считают участники встречи, необходимо разработать методические рекомендации на уровне региональных минздравов, согласно которым коммерческие рецепты должны оформляться с письменного согласия пациента.

«Это должно происходить по аналогии с оказанием платной медицинской помощи организациями, участвующими в территориальной программе ОМС. Они обязаны сначала предлагать вариант лечения по ОМС, а в случае, если пациент хочет получить лекарство быстрее или получить медпомощь с более высоким уровнем комфорта, может быть заключен договор на платные услуги. В таком случае пациент не останется без лекарственной терапии», — пояснила спикер.

Следующая проблема заключается в том, что в период лечения в стационаре, в том числе в дневном, лекарственные препараты предоставляются бесплатно пациентам, застрахованным по ОМС, только по профилю стационара.

«Это опять же пресловутое пересечение страховых случаев, когда поликлиника не оплачивает визиты пациента, находящегося на стационарном лечении. В идеале мы предполагаем, что пациент обеспечивается всеми необходимыми препаратами при его нахождении в стационаре. Однако на практике они сталкиваются с тем, что в стационарах отсутствуют препараты не по профилю, и чтобы получить лекарства в поликлинике, пациент должен из стационара выписаться. Или остаться без препарата», — отметила спикер.

Решение — проработать инструменты по лекарственному обеспечению пациентов при стационарном лечении всеми необходимыми ему препаратами как по профилю стационара, так и по иным потребностям пациентов, в том числе если лекарственная терапия назначена ранее при амбулаторном лечении.

Следующая проблема — невозможность получения льготных лекарств по региональной льготе без наличия постоянной регистрации в регионе обращения.

«Одна из категорий граждан, которые страдают от отсутствия алгоритма решения этого вопроса, — это иногородние студенты, которые прикрепились к поликлинике при общежитии, в котором учатся. Они проживают в другом городе и не могут получить льготное лекарственное обеспечение, поскольку оно предоставляется только по месту постоянной регистрации», — рассказала спикер.

В качестве решения авторы предложили следующее: учет существующей судебной практики, поскольку в подавляющем большинстве судебных решений суд становится на сторону пациента. Кроме того, рекомендуется разработка нормативно-правового акта, регулирующего взаимозачет между субъектами Федерации при выписке льготных лекарств пациентам с постоянной пропиской в другом регионе.

По окончании презентации Евгений Мартынов подчеркнул, что предложенные пути решения являются рекомендациями, призывом к совместному диалогу с экспертным сообществом для их эффективного решения.

К участникам встречи обратилась помощник министра здравоохранения Светлана Соловьева.

«Министерство здравоохранения всегда с большим вниманием относится к сигналам, которые мы сами, возможно, не видим, в том числе к вопросам, которые поднимает Общественная палата. Мы посмотрели презентацию, поняли в чем заключается проблема, и по итогам этого круглого стола мы в министерстве все эти вопросы рассмотрим для принятия необходимых решений», — сказала она.

Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Анатолий Шаронов, в свою очередь, рассказал, что Росздравнадзор на всех этапах развития проекта «ЗдравКонтроль» принимал участие в проводимых им мероприятиях: «Мы неоднократно рассказывали коллегам, как работаем с обращениями граждан, по каким вопросам граждане обращаются в Росздравнадзор, какова достоверность этих обращений и какие меры принимаются сегодня. Мы считаем, что это очень важная форма работы. Нам очень важно знать, что беспокоит людей на местах, какие проблемы их тревожат, оперативно реагировать на эти проблемы и принимать адекватные меры для их решения».

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев прокомментировал представленную презентацию. Он, в частности, отметил, что уже сейчас эксперты, общественники, в том числе представители региональных общественных палат, могут обратиться в органы исполнительной власти с просьбой разработать соответствующие документы и регламенты для решения озвученных выше проблем.

К дискуссии также присоединились главный врач московской городской клинической больницы № 52 Марьяна Лысенко. Она, в частности, дала рекомендации по решению проблемы, касающейся сроков рассмотрения обращений граждан. По ее мнению, необходимо подробно расписать в документах случаи, которые являются обоснованными либо необоснованными для продления этих сроков. В противном, случае, считает она, на обработку каждого обращения может не хватить ресурсов, что приведет к тому, что пациенты, действительно находящиеся в опасном положении, могут не дождаться помощи.

Главный врач также поддержала предложения экспертов по разработке специальных нормативных документов, обеспечивающих предоставление необходимых лекарственных средств пациентам, находящимся в дневном стационаре.

К дискуссии также присоединились председатель Общественной палаты Республики Ингушетии Ляйла Амерханова и член Общественной палаты Республики Башкортостан Диана Фарахова.

В финале встречи Евгений Мартынов напомнил, что в целях повышения качества медицинских услуг в России в общественные палаты регионов были направлены письма за подписью первого заместителя Секретаря ОП РФ Вячеслава Бочарова с предложением создать рабочие группы, которые занимались бы выездными общественными проверками.

«Это одна из форм общественного контроля в здравоохранении, в социальной сфере, — пояснил Мартынов. — Согласно федеральному закону об основах общественного контроля общественные палаты и общественные советы являются субъектами общественного контроля, и сейчас Общественная палата России готовит финальные версии методических рекомендаций по тому, как этот контроль должен осуществляться, чтобы не было перегибов на местах, чтобы при взаимодействии с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения нас воспринимали как конструктивных партнеров».

Евгений Мартынов поблагодарил регионы, которые оперативно откликнулись на письма и уже создали рабочие группы, включив в них самых активных членов комиссий и экспертов общественных палат. Это Астраханская, Тюменская, Ульяновская, Новгородская, Иркутская, Липецкая, Тульская, Ростовская области, Краснодарский край, Республики Саха (Якутия), Коми, Крым, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Чувашия, Хакасия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, город Санкт-Петербург.

Фото: oprf.ru