14.01.2025

Эх, дороги! Как покончить с бездорожьем на селе?

Автомобильные дороги общего пользования местного значения выполняют существенную роль в обеспечении транспортной доступности сельских территорий, что напрямую влияет на уровень жизни граждан на селе, а также на развитие агропромышленного комплекса и других отраслей российской экономики, констатируется в тексте рекомендаций, которые были подготовлены Общественной палатой РФ по итогам общественных слушаний на тему «Сельские дороги: состояние и перспективы». Текст документа содержит подробный анализ основных проблем сельской дорожной сети и рекомендации по их устранению.

В основу рекомендаций положены предложения, которые высказали члены ОП РФ и общественных палат субъектов РФ, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ — участники общественных слушаний, состоявшихся в Ижевске 27 сентября 2024 года.

Непосредственным поводом для проведения слушаний, прошедших по инициативе члена Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Дмитрия Пекуровского, стало обращение в ОП РФ от жителей села Кулига, расположенного на севере Удмуртии, относительно местной автодороги, пригодной для движения транспорта только в сухую погоду.

«Проблема сельских дорог есть не только в Удмуртской Республике. Мы запросили в регионах информацию о сложившихся практиках решения подобных проблем», — пояснил Дмитрий Пекуровский причину проведения слушаний.

В тексте документа перечислены основные факторы, оказывающие негативное влияние на состояние сельских дорог. Так, серьезной проблемой признано несоблюдение перевозчиками тяжеловесных и крупногабаритного грузов допустимых значений массы, осевых нагрузок и габаритов транспортных средств, что вызывает частичное разрушение автомобильных дорог вследствие интенсивной эксплуатации.

В рекомендациях также отмечено отсутствие достаточного финансирования для строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и указано на необходимость формирования опорной сети таких дорог с целью стимулирования роста транспортной доступности и повышения качества жизни в сельских населенных пунктах.

В документе Правительству РФ рекомендовано инициировать внесение изменений в бюджетное законодательство. По мнению авторов рекомендаций, необходимо не менее чем на 10 процентов увеличить минимальные бюджетные ассигнования из дорожного фонда субъекта РФ на проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также до 100 процентов увеличить норматив зачисления налоговых доходов региональных бюджетов от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, производимые на территории России.

Министерству транспорта РФ рекомендовано рассмотреть возможность формирования опорной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения. При этом в рекомендациях отмечается необходимость определить критерии отнесения автомобильных дорог к такой опорной сети.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации авторы документа предлагают рекомендовать органам местного самоуправления привлекать представителей предпринимательского сообщества к деятельности по сохранению и улучшению дорожной инфраструктуры сельских территорий. В частности, предприниматели могли бы принять участие в разработке совместных программ по обеспечению более качественного состояния автомобильных дорог на сельских территориях.

С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте ОП РФ.

Фото: pxhere.com