02.05.2020

С чем столкнется сфера жилищно-коммунального хозяйства после выхода из карантина?

В рамках проекта #Наконтроле2020 Комиссия ОП РФ по региональному развитию и местному самоуправлению совместно с НП «ЖКХ Контроль» провела мониторинг ситуации, связанной с качеством оказания жилищных и коммунальных услуг в регионах России, мерах поддержки потребителей и бизнеса в этой сфере.

В большинстве регионов применяются меры поддержки, установленные на федеральном уровне постановлением Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 (отмена пеней и отключения коммунальных услуг для должников услуг), а также автоматическое продление срока действия адресной субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг для тех, кто получал подобную помощь ранее.

При этом целый ряд субъектов РФ принял дополнительный пакет мер для поддержки плательщиков услуг ЖКХ. В Москве и Московской, Ростовской, Кировской и Пензенской областях граждан на несколько месяцев освободили от платы за капитальный ремонт.

В Москве и Волгоградской области наличие задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не учитывается при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, во многих регионах (например, Нижегородской и Челябинской областях, Санкт-Петербурге, Москве и др.) осуществляются дополнительные выплаты гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, семьям с детьми, людям старшего возраста, безработным и другим категориям населения, что также позволяет справляться с платежами.

По мнению члена Общественной палаты РФ, исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, не все эти меры одинаково эффективны. Так, запрет на начисление пеней и отключение ресурсов наряду с другими факторами привел к падению собираемости платежей за ЖКХ. Уже в марте, по данным мониторинга, они снизились в регионах на пять – 20 процентов. В апреле, по прогнозам специалистов, ожидается дальнейшее падение собираемости платежей.

«Падение доходов ресурсоснабжающих и управляющих компаний уже оборачивается ухудшением качества услуг, которое может стать критичным в начале отопительного периода 2019–2020 года. Гораздо более эффективной мерой поддержки граждан, не приводящей к ухудшению ситуации на предприятиях ЖКХ, является адресная помощь нуждающимся гражданам. При этом существующий институт жилищных субсидий необходимо совершенствовать. В первую очередь – начать в период кризиса оформлять субсидии при наличии задолженностей и по заявительному принципу, дав гражданам право предоставлять подтверждающие документы после окончания периода самоизоляции», – считает Светлана Разворотнева.

Требуют совершенствования и меры поддержки бизнеса, работающего в сфере ЖКХ. Сегодня Минстроем РФ подготовлен перечень предложений по мерам поддержки ресурсоснабжающих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства. Для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, аналогичных мер поддержки не предусмотрено. Однако именно УК и ТСЖ в период кризиса столкнулись не только с падением доходов, но и с увеличившимися расходами в силу необходимости проводить мероприятия по санитарной обработке мест общего пользования в многоквартирных домах. Несмотря на то что в отдельных муниципалитетах и регионах управляющим организациям предоставляется помощь, главным образом через закупку материалов для проведения дезинфекционных работ. Но такая помощь эта является скорее исключением, чем правилом.

«В силу этого на федеральном уровне необходима разработка методических рекомендаций, направленных на компенсацию затрат управляющих компаний на проведение дезинфекционных мероприятий и подготовку к зиме. И конечно же, другие меры государственной поддержки для управляющих компаний и ТСЖ должны быть как минимум аналогичны мерам, предусмотренным для других предприятий отрасли», – отметила общественница.

Соответствующие предложения Светлана Разворотнева направила в Государственную думу РФ и Минстрой РФ.