ЖКХ в малых городах – это не бизнес, а социальная услуга
Сессия «Актуальные вопросы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры» стала логическим продолжением общественных проверок, состоявшихся в нулевой день форума «Сообщество» в Хабаровске. Накануне члены Общественной палаты РФ вместе с представителями краевого минстроя посетили несколько районов города, чтобы оценить состояние отрасли ЖКХ и наметить пути решения имеющихся проблем.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галина Дзюба, модератор круглого стола, рассказала о своих впечатлениях в начале дискуссии. Она отметила, что сферу ЖКХ вполне можно отнести к экономике впечатлений, как туризм и сферу гостеприимства, потому что утро каждого человека начинается с ярких и разнообразных впечатлений от состояния коммунального хозяйства – течет ли вода в кране, какой она температуры и так далее. За 20 лет модернизации ЖКХ в России худо-бедно решены жилищные вопросы, однако коммунальная инфраструктура ветшает. Тем ценнее каждый позитивный пример решения этих проблем.
«Мы не являемся глубокими специалистами в отрасли, но можем посмотреть на ситуацию глазами людей», – подчеркнул член Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Анатолий Старостин, рассказывая о поездке на Ореховую сопку – район перспективного развития Хабаровска. Здесь планируется построить миллион квадратных метров жилья. В отличие от давно сложившейся практики, когда сначала появляются многоквартирные дома, а потом подтягивается инфраструктура, в микрорайоне уже прокладываются все коммуникации (теплосети, водоснабжение, канализация), увеличивается мощность ближайшего теплоисточника, существует план застройки, в котором предусмотрена необходимая социальная инфраструктура. Такой подход к реализации градостроительной политики вызывает гораздо больший интерес и у застройщиков, и у будущих новоселов.
Председатель экспертного совета Комитета Государственной думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Ирина Булгакова отметила, что качественное социально-экономическое прогнозирование способно снять часть вопросов, касающихся качества инфраструктуры, и обратила внимание на то, что требования к объектам ЖКХ ужесточились.
«В связи с подписанием Парижских соглашений по климату вводится еще одно требование – минимальные выбросы. И это новый вызов. У нас растет количество котельных, а их надо бы сокращать. Необходимо искать механизмы дофинансирования водоканалов: за последние 10 лет водопотребление упало на 30 процентов. С одной стороны, хорошо, что мы начали экономить ресурс, с другой – содержание системы в этих условиях становится дороже, а у водоканалов – самые низкие инвестиционные возможности», – сказала Ирина Булгакова.
Федеральная программа «Чистая вода» помогает решить вопрос модернизации сетей водоснабжения, подобная программа необходима в отношении канализационных сетей и очистных сооружений, считает спикер.
Регионы уже научились пользоваться возможностями, которые предоставляет Фонд содействия реформированию ЖКХ, рассказала заместитель генерального директора фонда Ольга Сердюк. В целевых показателях фонда до 2030 года – сделать так, чтобы более 70 процентов жителей страны были довольны качеством жилищно-коммунальных услуг. Сейчас в России при поддержке Фонда ЖКХ реализуется 100 проектов строительства или модернизации коммунальной инфраструктуры, еще 26 проектов касаются подготовки необходимой документации. Общий объем работы – 33,6 миллиарда рублей, из них 13,5 миллиарда выделил фонд, еще 11 миллиардов – это внебюджетные средства, деньги инвесторов.
«Значительная часть проектов реализуется в малых городах с населением до 50 тысяч человек. Это города с наиболее острыми проблемами в сфере ЖКХ, которые очень трудно решить без внешней поддержки, только за счет муниципального бюджета», – отметила Ольга Сердюк.
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Станислав Кондаков подчеркнул, что регион участвует во всех федеральных программах, направленных на развитие ЖКХ. Он подтвердил, что наиболее проблемной сферой является водоотведение: здесь нет никаких программ стимулирования инвестиций или поддержки. Замминистра также напомнил, что модернизация ЖКХ на Дальнем Востоке – это очень дорогое удовольствие.
«Мы реализовали большой проект, вложили 160 миллионов своих, еще 790 выделил Фонд развития ЖКХ, но все равно тариф пришлось поднять в несколько раз. Это не отразилось на платежах населения, поскольку разницу мы субсидируем из регионального бюджета, но без сторонней поддержки реализовать это было бы невозможно», – сказал Станислав Кондаков.
Своего хабаровского коллегу поддержала Наталия Куприна, министр жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области. Этот регион также стремится участвовать во всех программах поддержки и софинансирования, активно привлекает инвесторов. В модернизацию областного ЖКХ инвесторы готовы вложить в совокупности 42 миллиарда рублей. Но эти затраты так или иначе лягут в тариф.
«Мы посчитали, что субсидия, которую мы будем выплачивать из бюджета на компенсацию разницы, возрастет до 10 миллиардов рублей в год. Модернизация ЖКХ стоит очень дорого, и кто-то должен за нее заплатить: либо потребитель, либо бюджет», – сообщила Наталия Куприна.
Зачастую федеральный Минстрой не понимает, почему в результате модернизации не получается снижения тарифа или объема региональной субсидии, а региону бывает непросто разъяснить все нюансы. Наталия Куприна попросила Общественную палату подключиться к этой работе и помочь субъектам РФ защитить свою позицию.
Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Псковской области Сергей Грахов также отметил, что без помощи Фонда содействия реформированию ЖКХ в регионе вряд ли удалось бы привлечь средства. Согласно примерным подсчетам, области требуется около 10 миллиардов рублей.
«У нас 8500 населенных пунктов и 600 тысяч населения, только два крупных города – Псков и Великие Луки. Есть населенные пункты, где живут менее пяти человек, а инфраструктуру в них обслуживать надо. Система ЖКХ эффективна только в крупных городах, туда можно привлечь инвестора, а в малых она выполняет социальную функцию, и любые возвратные вложения, которые закладываются в тариф, лягут тяжким бременем на бюджет», – сказал спикер.
Говоря о нагрузке на бюджет, представители регионов уточняли: речь идет о кредитных инструментах, которые закладываются в стоимость тарифа и влияют на его рост. Даже дешевые кредиты под два-три процента уже значительно увеличивают тариф. Поэтому регионам хотелось бы максимально сохранить безвозвратные субсидии, чтобы не увеличивать давление на потребителя и расходы бюджета на компенсацию разницы между тарифом для населения и его реальной стоимостью.
В сфере ЖКХ не хватает просветительской деятельности, считает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Ольга Аринцева. Общественная палата могла бы выступить здесь модератором, помочь ресурсоснабжающим и коммунальным организациям выстроить диалог с потребителем. Рассказать людям, что входит в тариф, что реально делается, какие работы планируются, какой объем затрат и на что требуется реально, какой эффект от этого ожидается.
Эффективность такого диалога подтверждает опыт работы Комиссии Общественной палаты Хабаровского края по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и экологии. Член комиссии Владимир Сидоров рассказал, как общественники помогли в реализации мусорной реформы в регионе. Работу начали с того, что проанализировали структуру ТКО, объем и их востребованность для переработки. Выяснилось, что в крае достаточно предприятий, которые могли бы включиться в оборот коммунальных отходов. Параллельно вели большую просветительскую работу с жителями, помогали организовать площадки для раздельного сбора мусора, продумать логистику, организовать вывоз из небольших населенных пунктов.
«Раздельный сбор не самоценность, это инструмент решения экологических проблем и экономических задач. Нам нужно было понять, сколько времени уйдет на сбор и переработку ТКО, какие средства и нормативно-правовые акты понадобятся. Получилось не все, но в результате большой аналитической и просветительской работы нам все же удалось на 15 процентов сократить объем бытовых отходов. Порядка 20 процентов застройщиков сегодня готовы ставить в домах станции раздельного сбора мусора – до семи фракций», – сказал Владимир Сидоров.
Опыт Хабаровского края в этой сфере впечатлил гостей форума «Сообщество». Подводя итоги круглого стола, Галина Дзюба пригласила всех участников сессии к диалогу непосредственно на площадке Общественной палаты РФ – обменяться лучшим опытом и максимально внедрить эффективные практики в регионы.
Форум «Сообщество», организованный в Дальневосточном федеральном округе Общественной палатой РФ, проходит в Хабаровске 6 и 7 сентября. Это открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью. Задача форума – выявлять лучшие практики гражданской активности, активизировать развитие гражданского общества в стране и регионах. Актуальные проблемы федерального масштаба рассматриваются на окружных форумах «Сообщество» через призму опыта одного субъекта РФ.
«Сообщество» в Хабаровске станет четвертым региональным форумом в 2021 году. Итоговый форум состоится в Москве в преддверии Дня народного единства. По результатам форумной кампании будут подготовлены тезисы для ежегодного доклада Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества.