Основы госполитики по сохранению традиционных ценностей: общественная экспертиза
В Общественной палате РФ 7 февраля прошла общественная экспертиза проекта Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В документе, разработанном Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева по поручению Минкульта России, речь идет о базовых ценностях, подчеркнула Ирина Великанова, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.
«Документ касается нас как граждан, если мы хотим сохранить нашу культурно-историческую идентичность. Мы понимаем важность существования условий для сохранения языковой самобытности, культурно-исторического наследия развития народов России. Обсуждаемый документ касается нас как родителей. Мы понимаем, чем может обернуться отсутствие потребности в нравственных правилах и образцах. Мы видим, как порой агрессивно через интернет и произведения культуры навязываются ценности, подрывающие представление о семье как союзе мужчины и женщины, а порой и о добре и зле», – пояснила она.
Необходимость такого документа поддержал председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин: «Мы испытываем острую потребность в уточнении дефиниций, с которыми мы работаем. Мы часто во многих документах употребляем эти выражения: “духовно-нравственные ценности”, “историческая правда” и т. д. В данном документе используется очень много понятий. Надо еще раз посмотреть, насколько они отражают цели и задачи, чем они наполнены и каковы возможные инструменты их реализации».
Один из разработчиков основ – Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, отметил, что указом Президента России от 2 июля 2021 года утверждена новая Стратегия национальной безопасности. В обсуждаемом документе определены новые стратегические приоритеты, в том числе приоритеты защиты духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
«Вся работа по написанию основ шла в жестких рамках текста и духа Стратегии нацбезопасности. Самое главное – сам перечень российских традиционных духовно-нравственных ценностей целиком взят из стратегии. Мы не обсуждаем обоснованность данного списка, мы принимали его как данность. Я добавлю, что с точки зрения современной науки этот перечень учитывает главные специфические черты, свойственные русской цивилизации», – сказал он.
Свои замечания и предложения высказали присутствовавшие на обсуждении эксперты. По их мнению, документ нуждается в доработке, в частности, необходимо детально проработать содержание и структуру документа, провести фундаментальную работу над понятийным аппаратом и т. д.
Первый заместитель Секретаря ОП РФ Вячеслав Бочаров указал, что, хотя документ ссылается на 11 Федеральных законов и стратегий, ни по одному из них не проведено анализа результатов: «При этом мы должны понимать, с какой точки мы берем старт к принятию обсуждаемых основ. Есть и ряд вопросов к содержанию документа. Например, почему мы ставим духовное над материальным? Ведь одно другому не мешает. Все наши известные меценаты, например Третьяков, были и состоятельными, и в то же время глубоко духовными людьми».
Ольга Воронова, член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, обратила внимание, что в документе не определено базовое понятие «идеология», не отмечена роль высшей школы, детских и молодежных общественных организаций в формировании традиционных ценностей.
С ней согласен Валерий Тишков, академик-секретарь отделения историко-филологических наук Института этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Он считает, что документ должен быть изучен и проработан в Российской академии образования и Российской академии наук, которые являются главными экспертными научными учреждениями в стране.
Дискуссия развернулась вокруг заложенной в проекте основ идеи формирования государственного заказа на научные исследования и создание информационных материалов, произведений литературы и искусства и т. д., а также контроль качества выполнения этого государственного заказа.
Юрий Гаврилов, советник председателя Союза театральных деятелей (СТД) Александра Калягина, озвучил опасения театрального сообщества, связанные с рассматриваемым документом.
«Проблема ценностей, работы с ними и отношения государства к ценностям, несомненно, существует, она остра и очевидно, что ее нужно каким-то образом решать, – сказал он. – Однако Александр Александрович Калягин и присоединившиеся к нему коллеги считают, что те инструменты, которые предлагаются в основах, проблемы не решают. Более того, они загоняют ее как бы куда-то вглубь, потому что делают вид, что решение может быть найдено теми простыми способами, которые связаны с контролем репертуарной политики, с контролем финансирования, госзаказа, правильного использования средств, с контролем кадровой политики. По сути, это и есть то, что воспринимается как цензура – то есть внешний контроль, построенный определенным образом и влияющий или способный влиять на все виды творческой деятельности на всех ее этапах», – поделился он.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев убежден, что не должно быть политической цензуры, но нравственная цензура должна быть: «Президент в 2014 году подписал этот указ об основах государственной культурной политики, который стал первым шагом к тому, чего так боятся наши либералы, – идеологии государства российского, без которого мы скатимся в пропасть. Западный мир погибает на наших глазах. Он предал все устои, он демонизирован и дехристианизирован, в России это не пройдет».
Наталия Нарочницкая, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, комментируя документ, отметила, что речь в нем не идет о тотальных запретах.
«Но государственный театр, например, особенно тот, который в своем названии носит имя “академический”, должен быть воплощением традиций и хранить канон. Есть экспериментальные площадки – ради бога, но государственное финансирование, особенно если речь идет о государственных учреждениях культуры, безусловно, совершенно логично, должно быть направлено на перечень некоторых традиционных ценностей, на их поддержание», – сказала она.
Григорий Заславский, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, ректор ГИТИСа, подчеркнул, что то, о чем говорится в документе, абсолютно своевременно: «Почему мы государство лишаем права поддерживать то, что государство считает соответствующим традиционным духовно-нравственным ценностям? Я считаю, что в этом нет никакой проблемы, нет никакой опасности. Нет сегодня такой страны, которая бы не отстаивала бы свои традиционные ценности. Мне кажется, что, если кого-то пугает пункт о том, что государство в этой сфере нуждается в дополнительном контроле на предмет максимального соответствия, давайте сформулируем это мягче, но от этого смысл не изменится. Потому что то, о чем говорится в документе, абсолютно своевременно и острота проблем, к сожалению, существует».
Некоторые из экспертов обратили внимание на насаждаемую в последние годы извне разрушительную для российского общества систему идей и ценностей. И более того – отрицание идеалов патриотизма и позитивного вклада России в мировую культуру и историю. Об этом, в частности, заявил Дмитрий Певцов, депутат Государственной думы РФ, народный артист России.
«Кстати, хочу заметить, что плоды деструктивного влияния, которые мы уже более 30 лет испытываем на себе, теперь очень отчетливо просматриваются в кино и в других видах искусства – об этом говорил еще Станислав Говорухин. Действительно, мы строим ледоколы, лучшие в мире самолеты, у нас лучшее оружие, но для кого мы все это делаем? Кто придет после нас?» – спрашивает он.
Колоссальную роль в борьбе с проникновением деструктивных идеологий играют средства массовой информации, представители киноиндустрии, представители писательского сообщества и т. д., отметил Рифат Сабитов, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.
«Хочу сказать спасибо всем тем, кто этот документ подготовил. Это титаническая работа, и здесь речь идет о том, что вызывает тревогу в обществе. В отсутствии идеологии этот документ готовит некую мировоззренческую идеологию, что очень важно. И конечно, здесь перечислены все общечеловеческие общепринятые ценности. Но я еще раз подчеркну необходимость обратить внимание на нравственные и духовно-религиозные ценности, потому что наша тысячелетняя история зиждется и основывается на таких вот ценностях», – подчеркнул он.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич отметил: «Главный фейк, с которым мы столкнулись после распада СССР, – на самом деле западное общество на поверку оказалось мегаидеологизированным. Получилось, что западная идеология десятки лет легитимизировала во всем мире глобальное лидерство. А на самом деле это глобальная эксплуатация. Вспомним начало 1990-х годов, как мы радовались ножкам Буша, которые тогда уничтожили нашу пищевую промышленность. Есть ножки Буша и в медиасфере. Я воспринимаю этот документ как красную линию в духовно-нравственной сфере».
Екатерина Мизулина, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, считает, что происходящее в социальных сетях уже давно вышло за их пределы дозволенного.
«Мы хотим нормальных фильмов, нормальных детских произведений, книг, стихов и передач, возрождения системы воспитания и образования, основанных на наших российских ценностях, а не на западных фантазиях и веяниях», – говорит она.
Ряд экспертов отметил, что предлагаемый проектом основ перечень традиционных духовно-нравственных ценностей далеко не полон. Идея традиционных ценностей, национального самосознания непосредственно связана с религиозными традициями, напомнил Владимир Легойда, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
«Без констатации этого факта разговор о сохранении традиционных ценностей практически теряет смысл», – убежден он.
С ним согласен Альбир Крганов, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, по мнению которого, в документе недооценен тысячелетний опыт и потенциал российских традиционных религий по формированию духовно-нравственных основ общества, а также духовно-нравственному воспитанию и его служению. Альбир Крганов отметил важность смысловых ценностей и предложил заменить слово «конфессии» на «религии».
«Мы не конфессии, мы отдельные религии. И с юридической точки зрения было бы правильно писать именно так», – уточнил он.
Член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Сергей Ряховский задается вопросом, относится ли к традиционным религиям протестантская вера. Если такого юридического термина нет, то его необходимо вводить, считает он, либо создавать другой документ, например государственную стратегию в области государственно-религиозных отношений, потому что ценности у всех одинаковые.
Традиционные ценности – это формирование мировоззрения граждан России, отметил Павел Пожигайло, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, и предложил убрать из статьи 3 понятие «нравственные ориентиры»: «Нравственный ориентир без пояснения – это ничего. Давайте напишем не “нравственные ориентиры”, а “вера в Бога и идеалы, передающиеся из поколения в поколение”».
Выступать против самой идеи необходимости наличия у народа и государства традиционных ценностей – это фактически выступать против существования этого народа и государства, продолжил дискуссию член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Максим Григорьев: «Конечно, этот список нельзя считать законченным, и те, кто считает, что к нему надо что-либо добавить и уточнить, правы. Но перечисленные ценности, на мой взгляд, правильны».
Участники слушаний считают важным уделять внимание сохранению и укреплению традиционных семейных ценностей. В этом смысле проект основ можно рассматривать как пространство, где договаривается родительское сообщество и власть, отметила Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
«Мне очень понравилась идея об управлении по ценностям. Когда мы занимаемся управлением в сфере образования, мы пытаемся управлять слишком сложным. Здесь как нигде необходимо управление по ценностям. В прошлом году воспитание вернулось в школы, и документ, который сегодня обсуждался, должен создать основу, чтобы мы понимали, в каком направлении мы прикладываем усилия, какого гражданина и человека мы хотим выпустить из стен школы», – сказала она.
Тему воспитания молодого поколения продолжила Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию. По ее мнению, решающая роль в управлении этой сферой отводится государству: «Несомненно, государство должно финансово поддерживать те правильные истории, которые нужны не столько сегодня, сколько в будущем. Здесь опять вопрос о потенциале молодежи, о потенциале наших детей, о потенциале страны в целом. Если государство ставит приоритеты и поддерживает их финансово, значит, и проверяет уровень их исполнения».
Эксперты отметили, что с базовыми ценностями, традиционными семейными ценностями неразрывно связаны вопросы демографии. Но в основах не до конца прописано такое понятие, например, как многодетность, но ведь нет ни одного народа в мире, для которого многодетность не являлась бы базовой ценностью, обратил внимание Сергей Рыбальченко, председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.
По мнению Сергея Рыбальченко, в своей основе документ должен стать шире, чем реализация приоритетного направления, предусмотренного Стратегией национальной безопасности. Он должен повлечь корректировку национальных проектов, целей национального развития. Тогда все это будет приведено к единому знаменателю.
Вопросом национальной безопасности считает демографические показатели Олег Аполихин, член Общественной палаты Российской Федерации, главный внештатный сотрудник Минздрава РФ по охране репродуктивного здоровья. По его словам, в решении проблем демографии ключевым является не борьба с репродуктивными потерями, а рождаемость: «Прежде всего, конечно, репродуктивное здоровье, но самое главное – репродуктивное поведение, желание людей иметь детей».
Олег Аполихин рассказал, что сегодня 77,4 процента женщин, идущих в роды, имеют родовую патологию, поэтому приходится строить высокотехнологичные центры для обеспечения естественного процесса родовспоможения. Причины этого, по его мнению, не в медицине, а в нравственности, в школе, в семье, в воспитании: «По некоторым данным, 20 процентов девочек в возрасте 12–14 лет уже имеют половые контакты и 60 процентов в этой группе больны СПИДом, гепатитом, туберкулезом мочеполовых органов. Фактически мы сегодня говорим о том, что сегодня эти состояния определяют то, что мы имеем на выходе. Мы бьем по хвостам, а проблема здесь».
Подводя итоги слушаний, Владимир Зорин подчеркнул, что они не последние на площадке ОП РФ, работа над этим документом обязательно продолжится: «Надеюсь, что документ будет доработан с учетом всех замечаний и предложений, которые были высказаны».