Прямой диалог для победы над болезнями
Стратегическая сессия «Общественный контроль здравоохранения. Лучшие практики регионов. Федеральный проект “ЗдравКонтроль”» состоялась в рамках форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Петрозаводске. Участники мероприятия обсудили, как эффективно выстраивать взаимодействие между пациентами и организаторами здравоохранения.
«Охрана здоровья и общественный контроль — одна из самых актуальных для каждого из нас тем. Мы, наверное, до времен пандемии недооценивали значимость здравоохранения. Мы принимали решение о сокращении койко-мест в стационарах, оптимизации сети медицинских учреждений. Эти решения имели экономические и организационные основания, но проявили свою оборотную сторону в последние годы. Сегодня мы как никогда понимаем, что сфера здоровья граждан — та часть жизни, которая требует усиленного внимания. И она должна быть под контролем. Включение в эту сферу внешнего помощника в лице общественных структур всегда полезно», — сказал, открывая сессию, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.
95 процентов россиян, согласно опросу ВЦИОМ, считают наиболее важным обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания. Причем большинство граждан (93 процента) хотят получать помощь в государственных поликлиниках. 83 процента выступают за общественный контроль, а 72 процента считают, что его нужно усилить, рассказал руководитель АНО «Центр общественного контроля здравоохранения “ЗдравКонтроль”», член Общественного совета при Минздраве России по НОК, заместитель председателя ОП Московской области Евгений Мартынов. Повысить доступность медицинской помощи и доверие граждан к системе здравоохранения — главная цель проекта «ЗдравКонтроль».
С 2022 года проект реализуется в 18 регионах России, но его пилотный запуск произошел в Московской области. С момента старта проекта в регионах были созданы 57 чатов, которые охватывают 172 тысячи жителей. Были решены более 30 тысяч проблем. Медицинские чаты являются визитной карточкой проекта. Благодаря им удается максимально быстро узнать о проблеме и найти ее решение. Кроме того, они позволяют снизить нагрузку на систему здравоохранения и самого пациента, так как для обращения не требуется подавать заявление, которое затем должно пройти множество стадий согласования.
Кроме того, в рамках проекта проводятся общественные проверки медучреждений. В столичном регионе их было 250. Также было проведено более 100 встреч с главными врачами, 38 соцопросов. Эти мероприятия помогают экспертам проекта понять ключевые проблемы в регионе.
«Проведя общественную проверку медучреждений и собрав основные проблемы в дорожную карту, мы в очно-заочном формате вместе с руководством того или иного региона вырабатываем пути решения, разъясняем правовые аспекты и определяем сроки решения проблем. Мы понимаем, что ни одно руководство минздрава не может быть в курсе всех проблем. По результатам каждого такого мероприятия мы готовим резолюцию», — сообщил Евгений Мартынов.
В планах проекта — открывать чаты в новых регионах, создать чат правовой поддержки пациентов, проводить региональные форумы, дни здоровья, видеоуроки для пациентов по основным разделам медпомощи, обучающие вебинары для региональных ОП, создать экспертный клуб для выработки предложений по решению системных проблем. Кроме того, планируется разработка типовых ответов на вопросы в чатах, и расширение проекта на 33 региона с 2022–2023 года.
«Основная идея проекта — помочь максимальному количеству людей», — подытожил Евгений Мартынов.
Взаимодействие органов власти и населения — чрезвычайно важный аспект, отметил Олег Салагай, заместитель министра здравоохранения РФ.
«Мы как органы госвласти привыкли взаимодействовать через документы. Но реалии сегодняшнего дня показывают запрос на непосредственное оперативное взаимодействие. Если проблема доходит до министерства, то это означает, что на уровне медицинской организации, на уровне региона возникли трудности во взаимодействии с пациентом», — сказал он.
Олег Салагай добавил, что огромное количество проблем можно решить оперативно на самом близком пациенту уровне за счет тех инструментов, которые предлагает проект.
Росздравнадзор активно занимается профилактикой проблем, существующих в сфере здравоохранения, отметила замглавы службы Ирина Серегина. Для этого, в частности, используются профилактические визиты, в рамках которых эксперты службы отвечают на ключевые вопросы и разъясняют определенные моменты сотрудникам и руководству медучреждения.
«Возможности контакта с общественными, пациентскими организациями, получение обратной связи от пациентов являются для нас приоритетом, — отметил Николай Дайхес, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения. — Мы в ОП РФ работаем с большим количеством организаций по данному направлению. Мы с большим энтузиазмом поддержали “ЗдравКонтроль”. Мы поддерживаем его расширение по всей территории России. Было выбрано 18 пилотных регионов, в которых эта работа была начата. Сегодня проект нашел свое применение на территории нашей страны. Именно работа на прямой связи с нашими пациентами является очень актуальной».
Участники сессии, среди которых были Анатолий Домников, председатель Общественного совета при Минздраве России, Михаил Охлопков, министр здравоохранения Карелии, Юрий Жулев и Ян Власов, сопредседатели Всероссийского союза пациентов, а также Игорь Дягелев, и. о. министра здравоохранения Коми, отметили, что использование чатов действительно серьезно ускоряет процесс оказания помощи пациенту в любой ситуации. Кроме того, оно серьезно разгружает систему, повышает доверие к здравоохранению в целом. Представители союза пациентов добавили, что все это приводит к повышению уровня дисциплинированности самих пациентов, что в итоге позволяет всей системе эффективнее бороться с заболеваниями.
Фото: oprf.ru