12.12.2024

Задачи высшей школы: как обучить специалиста и воспитать патриота?

Настоящий патриотизм проявляется в деятельности, в готовности внести вклад в развитие своей страны. Что могут и должны сделать вузы, чтобы не только обучить грамотного специалиста, но и воспитать патриота, готового использовать полученные знания и навыки на благо Родины? И как оценить качество патриотического воспитания? Лучшие практики патриотического воспитания в вузах стали предметом обсуждения для участников круглого стола «Деятельный патриотизм и созидательный труд в молодежной среде», который 10 декабря прошел в Общественной палате РФ.

Приветствие участникам мероприятия направила депутат Государственной думы РФ Лариса Тутова, которая пожелала им плодотворной и эффективной работы.

«Подготовка будущих профессионалов, способных обеспечить технологическое лидерство Российской Федерации, невозможно без воспитания патриота и гражданина, верного традиционным духовно-нравственным ценностям России. Именно за счет деятельного патриотизма и созидательного труда мы сможем решить стоящие перед страной и обществом задачи, противостоять вызовам сегодняшнего дня и обеспечить достижение национальных целей развития нашей Родины», — отмечается в послании депутата.

Участников круглого стола поприветствовал и исполняющий обязанности директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Денис Савенков.

«Наша с вами основная задача — изучать и анализировать предпочтения студентов в практиках созидательного труда и деятельного патриотизма, формировать повестку, где каждый студент на деле сможет показать свою гражданскую и патриотическую позицию», — обратился он к собравшимся.

В начале заседания участники круглого стола почтили минутой молчания павших защитников Новороссии и Донбасса, участников СВО.

Модератор круглого стола, председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Института развития дополнительного профессионального образования, профессор Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова Валентина Иванова отметила, что ответить на вызовы, которые сейчас стоят перед Россией, могут только люди, подготовленные к тому, чтобы жертвовать собой во имя Родины, во имя своей семьи, своих родителей и детей.

«У нас много героев и патриотов, которые готовы защитить Родину. Но к этому человека нужно подготовить. Проекты деятельного патриотизма — это и волонтерское движение, и стройотряды, и спортивные клубы, и работа Российского союза студенческой молодежи. В рамках этой большой работы есть лучшие практики. Наша задача — выбрать из них то, что можно тиражировать в вузах», — определила она цель заседания.

На важность индивидуального подхода к студентам, умение находить новые форматы воспитательной работы, интересные молодежи, внимание собравшихся обратил проректор по работе с молодежью и развитию студенческого потенциала Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина Владимир Зотов.

«Вся наша деятельность построена на формировании гармоничной личности. Это возможно только тогда, когда мы создаем человекоцентричную систему, когда мы видим студента, понимаем, слышим его, когда мы выстраиваем с ним конструктивный диалог», — подчеркнул он.

Позитивными практиками деятельного патриотизма и созидательного труда, применяемыми в Луганском государственном университете имени Владимира Даля, поделилась директор Центра содействия трудоустройству студентов и выпускников университета Татьяна Сурнина. По ее словам, патриотическому воспитанию студентов способствует деятельность студенческих отрядов, а также участие студентов в патриотических акциях общероссийского масштаба, таких как «Мирный десант», «Чистый город — чистая республика».

Студент РЭУ имени Г.В. Плеханова Антон Матросов рассказал о деятельности университетского центра гражданско-патриотического воспитания «РЭУ Патриот». В его арсенале просветительские беседы, кинопоказы, плетение маскировочных сетей и другие патриотические акции.

Одним из основных вопросов, который рассмотрели участники круглого стола, стало формирование рейтинга университетов по реализации лучших практик патриотического воспитания. Как пояснила ведущий научный сотрудник высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Зыбенко, при рейтинговании в первую очередь принимались во внимание такие параметры, как реализация проектов, направленных на изучение истории и культуры России, формирование у молодежи чувства ответственности за свою страну через участие в различных социальных инициативах и проектах, поддержка молодежных организаций и движений, направленных на защиту интересов России.

«Рейтинг может побудить вузы активнее развивать свои программы патриотического воспитания, что приведет к улучшению качества образования и воспитания студентов, будет способствовать формированию у них чувства ответственности за свою страну, уважения к ее истории и культуре», — уверена Светлана Зыбенко.

Завершая заседание, Валентина Иванова сообщила, что рейтинг уже подсчитан. Его результаты будут обнародованы в конце декабря текущего или в январе следующего года.

Фото: oprf.ru