04.02.2025

Здоровье школьника: цифровая платформа, помогающий специалист и образ жизни родителей

Проект «Здоровье школьника» проанонсировали в рамках круглого стола «“Формирование привычек здоровья школьников” — новый драйвер развития индустрии здоровья в России». Мероприятие, организованное Национальной родительской ассоциацией социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей и союзом «Здоровье здоровых» при поддержке Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, состоялось 3 февраля в ОП РФ.

Здоровье детей — это основополагающая задача государства и гражданского общества, отметила исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская. Кто главный в вопросах здоровья детей — родители, школа или общество? Ответ однозначный — все вместе, считает спикер.

«Эксперты Национальной родительской ассоциации внимательно изучают эту тему. По их выводам, на данный момент 20 процентов здоровья детей зависит от наследственных факторов, 20 процентов — от воздействия окружающей среды, от того, чем мы дышим и что едим, еще 10 процентов — от деятельности врачей. За оставшиеся 50 процентов в ответе сами люди, сами дети. Это наши привычки, предпочтения и то, как мы сформируем политику здорового образа жизни», — сказала она.

Федеральный проект «Здоровье здоровых» направлен на эффективную профилактику и раннюю диагностику различных заболеваний через создание цифровой экосистемы, призванной упростить взаимодействие жителей региона и специалистов сфер здравоохранения, спорта, участников рынка здоровьесберегающих услуг, рассказал генеральный директор союза «Здоровье здоровых» Сергей Чудаков. Сегодня, считает он, наступила эпоха персонализированной медицины, чему способствовала цифровизация, позволившая обрабатывать огромное количество информации о человеке.

«Необходимо сформировать вокруг здоровых людей сервисы, которые не допустят их перехода в состояние больных. И эти сервисы должны начинаться до зачатия. Здоровьецентризм — целая идеология, которая строится вокруг здорового человека. Это инфраструктура, технологии и т. д., которые дают возможность жить долго и быть счастливыми», — рассуждает эксперт.

С 2023 года союз «Здоровье здоровых» является официальным оператором плана мероприятий Национальной технологической инициативы по сегменту «Превентивная медицина» второго и третьего этапов (2020–2025 годы) в сфере создания национальной экосистемы «Здоровье здоровых», напомнил он.

«Цель нашей деятельности — помочь каждому человеку восстанавливать, поддерживать, улучшать свое здоровье и благополучие. Прежде всего помочь семье, чтобы она сформировала у ребенка важные навыки, для этого они должны появиться у родителей», — пояснил Сергей Чудаков.

Он рассказал, что экосистема «Здоровье здоровых» включает в себя цифровую платформу для управления здоровьем здоровых людей: на основе данных подробного опросника (цифрового профиля) гражданин может получить рекомендации по коррекции образа жизни, в цифровой среде получить доступ к помогающему специалисту для решения любой задачи управления здоровьем (врач, психолог, нутрициолог, тренер, инструктор-коуч по ЗОЖ и т. д.). Помогающий специалист сможет оценить целостную картину здоровья человека, прогнозировать возникновение заболеваний, предотвратить осложнения, выбрать индивидуальную и потому наиболее эффективную тактику управления здоровьем.

«Платформа предназначена и для организованных коллективов, а школа — это тоже организованный коллектив, в норме — еще и здоровьесберегающий. Уверен, что благодаря такому базовому инструменту, программа “Здоровье школьника” станет эффективной», — сказал Сергей Чудаков.

По мнению эксперта, программа «Здоровье школьника» станет драйвером развития темы формирования привычек здоровья школьников. По его словам, это ключевая задача и государства, и общества, и бизнеса, который является важным поставщиком товаров и услуг для здоровья.

Участники круглого стола обратили внимание на междисциплинарный и межведомственный характер проблемы здоровья школьников. Среди основных факторов формирования здоровья у детей они назвали благоприятную социальную среду, отказ от вредных привычек, физическую активность, психическое здоровье и другое. Рассказали об опасностях интернет-зависимости и указали на необходимость формирования национальной модели информационной безопасности несовершеннолетних, включающей в себя просветительское просвещение не только детей, но и родителей, педагогов, врачей. Высказались за увеличение количества уроков физкультуры в школе.

Эксперты пришли к выводу, что прежде всего на здоровье школьников влияют установки родителей и их образ жизни, именно они должны создавать условия и мотивировать к занятиям физкультурой и спортом, учить своих детей основам правильного питания, управлять эмоциями, избегать стрессов и т.д.

Фото: oprf.ru