Общественники готовы подключиться к аналитике реформирования системы обращения с ТКО
В начале недели состоялось установочное заседание рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы».
Собравшихся поприветствовал помощник Президента, секретарь Государственного совета РФ Игорь Левитин.
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов доложил о полной готовности Минприроды к реализации нацпроекта «Экология»:
– Самые важные и действительно ключевые сложные мероприятия, которые нам предстоит выполнить в рамках нацпроекта текущего года, – это, конечно, мероприятия по реализации федерального проекта «Чистый воздух» и мероприятия по реализации проекта по ТКО (твердые коммунальные отходы). Это важнейшие комплексные проекты, которые включают в себя целый набор задач. По проекту, связанному в первую очередь с разворачиванием комплексной системы по обращению с ТКО, можно сказать, что несколько федеральных проектов направлено на решение этой задачи. На федеральный проект “Чистая страна”, по которому планируется ликвидировать несколько десятков свалок, в прошлом году уже были выделены деньги. Но это только часть работы, вторая часть – не только убрать то, что уже намусорено, но и создать систему, при которой все меньше мусора двинется на свалки. Это завязано в первую очередь на создании специального игрока в этой сфере – инструмента развития, центра компетенции в лице публично-правовой компании “Российский экологический оператор”. В отношении этого хочу доложить, что необходимые уставные документы и решение о создании в настоящий момент внесены в правительство. В ближайшее время ожидаем, что эта структура выйдет непосредственно на выполнение своих обязанностей. И первая контрольная точка в части ТКО – это создание единой федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Отдельно Денис Храмов коснулся направления «Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ)», он отметил, что если все-таки будут выработаны меры стимулирования, которые ускорят переход на НДТ и обеспечат реализацию этого ключевого проекта, то все показатели по всем направлениям национального проекта с большой вероятностью будут выполнены.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева, которая вошла в состав рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы», указала на необходимость вовлечения общественных организаций, общественных палат и экспертов в работу, которую предстоит сделать в рамках рабочей группы:
– По ТКО – Общественная палата РФ передала свои наработки по аудиту отрасли обращения с отходами, документы были переданы рабочей группе Госсовета. Общественники сегодня готовы помогать формировать предложения для Госсовета, в том числе аналитические документы по реформе отрасли обращения с отходами.
В состав рабочей группы вошли руководители и представители субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, представители экспертных организаций и объединений, представители Администрации Президента РФ. В рамках заседания утвердили руководителей направлений (подгрупп) рабочей группы.
Участники рабочей группы обсудили вопросы подготовки к расширенному заседанию президиума Государственного совета Российской Федерации, которое состоится в марте этого года, и рассмотрели концепцию доклада рабочей группы по направлению «Экология и природные ресурсы».
Доклад направлен на анализ текущей ситуации в экологической сфере по различным направлениям, а также исследование предпринимаемых органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по решению экологических проблем в соответствии с целевыми показателями, которые необходимо достигнуть в рамках национального проекта «Экология».
Например, по направлению «Формирование комплексной системы обращения с ТКО в субъектах Российской Федерации, ликвидация накопленного вреда, формирование системы обращения с отходами I и II класса опасности» предлагается:
– описать текущую ситуацию в сфере обращения с отходами, в т.ч. в прошлые периоды (система работы с ТКО, статистика, проблемы);
– описать систему мероприятий в рамках национального проекта «Экология» и указать реализованные к моменту доклада мероприятия и их результаты;
– проанализировать отдельные примеры проектов – как реализованных, так и разработанных;
– описать текущую активность предприятий, а также сделать прогноз их вовлеченности;
– привести обзор лучших практик ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде с описанием технологических решений;
– сформулировать основные проблемы, риски и пути их решения на федеральном, региональном и местном уровнях;
– описать концепцию создания инфраструктуры для обращения с отходами I–II классов опасности.
В рамках реализации национального проекта «Экология» для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации будет использоваться показатель «Качество окружающей среды». На заседании обсудили методику расчета этого показателя и оценили некоторые предложения по методике.
В начале февраля Минприроды РФ представило проект разработанной методики для оценки эффективности работы российских губернаторов над качеством окружающей среды, в котором отмечается, что в настоящее время рассматривается проект методики расчета показателя «Качество окружающей среды». Он является интегральным и рассчитывается на основе двух критериев. Это степень достижения установленных для субъектов РФ основных показателей федеральных проектов в составе нацпроекта «Экология» и степень эффективности использования средств в рамках реализации национального проекта на территории субъекта РФ. Однако, по мнению экспертов, при таком подходе показатель не будет отражать реальное улучшение состояния окружающей среды, а лишь позволит оценить качество администрирования природоохранных мероприятий в регионах.
Предлагается дополнить методику показателями, которые отражали бы сложность выполнения мероприятий и учитывали вклад отдельных субъектов РФ в достижение показателей федерального проекта в целом. Это позволит избежать несправедливости в тех ситуациях, когда одним субъектом Федерации могут быть реализованы, к примеру, два-три «незначительных» природоохранных мероприятия, а другой выполнит один «амбициозный проект, имеющий намного больший экологический эффект», при этом его деятельность будет оценена ниже из-за меньшего количества мероприятий без учета их сложности.
Фото: smolgazeta.ru