Людмила Дудова: «Чем ближе к мегаполисам, тем больше размыты представления о том, что такое Родина, что такое ценности»
В Общественной палате Российской Федерации состоялась всероссийская конференция «Современное воспитание между глобальными вызовами и локальными практиками».
Модератор конференции первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила, что воспитание подрастающего поколения сегодня признается одной из актуальнейших задач, стоящих перед обществом и государством.
«Вопросы патриотического воспитания сегодня требуют новых подходов, потому что выращивается поколение, для которых понятие «Родина» не связано не только с определенной территорией, но и с определенной системой ценностей. На сегодняшний день у подрастающего поколения представления о традиционных ценностях размыты. Причем, чем ближе к мегаполисам, тем больше размыты представления о том, что такое Родина, что такое ценности», – подчеркнула Дудова.
По мнению общественницы, сознание современных молодых людей формируется под влиянием не столько образовательных, сколько массмедийных и субкультурных практик: «Мы работаем в условиях огромной конкуренции с огромным информационным потоком современными средствами массовой информации, способными внедрить в сознание нашего подрастающего поколения любую, не свойственную нашей традиции мысль».
«Как построить процесс воспитания в этих условиях? Каковы ресурсы образовательной организации в построении эффективного процесса гуманистического воспитания? Как помочь педагогу овладеть воспитательной деятельностью? Как избежать рисков имитации воспитания? Нужно подумать над этим сегодня, чтобы не пожинать горькие плоды потом», – сказала она, выразив надежду, что обсуждаемая на конференции проблема привлечет внимание органов исполнительной власти.
Директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова подчеркнула значимость изучения проблемы воспитания в научном сообществе, развиваемые научной школой Людмилы Новиковой. По ее словам, ее идеи активно поддерживаются и развиваются в научной работе вузов, положены в основу программ повышения квалификации, реализуемых институтами повышения квалификации работников образования. В качестве теоретической базы и методической основы воспитательной деятельности они используются педагогическими коллективами многих образовательных организаций России:
«У нас есть институт теории и истории педагогики. Этот институт – родоначальник школы Людмилы Ивановны Новикой. Те идеи, которые были ею разработаны, продолжают развиваться, и это правильно».
В свою очередь, заведующая лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова отметила:
«Проблема воспитания в цифровую эпоху имеет самые различные аспекты. Мы чаще говорим о негативе, который несет интернет, увлечении детьми гаджетами, но в меньшей степени мы задумываемся о другой проблеме в связи с использованием гаджетов. В последнее время появился такой термин – “сидячее поведение”, которое ведет к ожирению у школьников, отсюда нередко возникает такая психологическая проблема, как травля ребенка в коллективе. Повышенная утомляемость приводит к тому, что у детей нет физических сил для участия в общественной жизни, помимо уроков».
Заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Татьяна Ромм убеждена, что научному сообществу необходимо приложить усилия по изучению обсуждаемой проблематики:
«На сегодняшний день происходит размывание теоретико-методологического обоснования воспитательных проблем в науке, в частности, мы испытываем дефицит инструментов исследования воспитания. Сегодня в целом в педагогике мы наблюдаем невостребованность фундаментальных исследований по проблемам воспитания, что зачастую сводит теорию воспитания на местах к методичкам, и вообще легитимность знаний о воспитании начинает вызывать вопросы».
Подводя итоги конференции, Людмила Дудова отметила, что все предложения участников войдут в проект рекомендаций для исполнительных органов власти.