Поддержать действующего экспортера и вырастить нового
3 июля в Общественной палате РФ состоялось второе заседание подгруппы «Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки» рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Промышленность», участие в котором принял заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин.
Губернатор Калининградской области, руководитель подгруппы Антон Алиханов рассказал о первых результатах работы подгруппы. Прежде всего это подготовка предложений ведущих деловых объединений и субъектов РФ в адрес федеральных ведомств для корректировки и изменений действующих нормативно-правовых актов. По его словам, эти предложения касаются необходимости либерализации требований постановления Правительства РФ о господдержке промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности; ускорения рассмотрения вопроса об онлайн-продажах ювелирных изделий; подготовки законопроекта о налоговом капитале и целого ряда других вопросов.
«Мы надеемся на продолжение этой работы, в частности, сегодня будем работать в формате свободного микрофона, и у каждого есть возможность высказать свои мнения и предложения», – объявил он.
«Есть национальный проект “Кооперация и экспорт”, и во многом решения, которые будут вырабатываться здесь, станут основой доклада на заседании Госсовета и подготовки перечня поручений Президента», – поддержал коллегу первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев.
Директор объединенной компании «РУСАЛ» по работе с естественными монополиями Максим Балашов затронул проблему установления долгосрочных тарифов на электроэнергию – вопрос актуальный для всех отраслей металлургии. Россия, говорит он, проигрывает практически всем мировым производителям по стоимости электроэнергии, а учитывая, что промышленность отдает значительное количество средств на развитие инфраструктуры, экспортеры – участники нацпроекта могли бы претендовать на поддержку из тех 10 триллионов рублей, которые выделяются в рамках нацпроектов направления «Экономический рост». Но при этом принимаемые меры должны быть адресные, рассчитанные прежде всего для энергоемких потребителей. Это должен быть подтвержденный экспортер, с подтвержденным уровнем экспорта, подчеркивает Балашов.
«Необходимо нормативно закрепить принцип отнесения к тому или иному виду продукции. Это бы способствовало повышению прозрачности политики поддержки экспорта, – убеждена Ирина Макаревич, директор по промышленной политике управления экономической политики и конкурентоспособности Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей». – Кроме того, нужно убирать барьеры в таможенной сфере, ведь один из важнейших факторов конкурентоспособности экспорта – скорость выпуска товаров. Пора модернизировать таможенную инфраструктуру и продумать отдельные преференции для высокотехнологичной продукции, например открытие специализированных окон для выпуска такой продукции за рубеж», – предлагает она.
О результатах состоявшейся накануне стратегической сессии Российского экспортного центра (РЭЦ) по вопросам разработки второго регуляторного пакета мер по поддержке экспорта рассказал директор по консультационной поддержке экспортеров акционерного общества «Российский экспортный центр» Андрей Мезенцев.
«Вырисовался отраслевой характер предлагаемых мер, кроме того, сформировался разный запрос от крупного и малого бизнеса. Крупный заинтересован в транспортной и логистической поддержке, в частности масштабировании программы поддержки затрат на перевозку продукции и увеличении объема поставляемой продукции. Малый бизнес больше сконцентрирован на решении технических вопросов, преодолении административных барьеров и выполнении регуляторных требований», – поделился эксперт, добавив, что предложения бизнеса по мерам поддержки экспорта будут направлены в правительство.
Антон Алиханов считает, что проблемы крупных предприятий носят не финансовый характер, т.к. и без поддержки государства они твердо стоят на ногах. Сосредоточить усилия, в том числе и в виде финансовой поддержки надо не на увеличении объемов производства действующих предприятий, а на создании новых экспортеров, поддержке компании, которые никогда экспортом раньше не занимались:
«Надо разделять виды экспортеров, виды их проблем и виды помощи, а не аллоцироваться вокруг действующих экспортеров. Ни о каком прорыве в этом случае говорить не приходится».
Среди других прозвучавших на заседании предложений – усиление РЭЦ методической работы с компаниями по защите своего товарного знака при выходе на внешний рынок, а также изменение методологических подходов к реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности (КППК), которая, по мнению ряда экспертов, должна выражаться не только в объемных показателях, но и в качественных – за счет выращивания малого и среднего экспортера.