Больше половины россиян считают, что ЕГЭ не дает объективной оценки знаний
Результаты опроса россиян на тему «Отношение к ЕГЭ учеников, родителей учащихся и педагогов» представили в Общественной палате РФ 10 сентября.
В опросе, который проводился методом онлайн-анкетирования с 22 по 30 июня, приняли участие более 84 тысяч человек из 85 субъектов РФ.
Инициатор опроса первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Дудова пояснила, что опрос, ставший уже традиционным и проведенный в одиннадцатый раз, выявляет наиболее острые проблемы, которые существуют при проведении Единого государственного экзамена.
«Единый государственный экзамен уже в штатном режиме работает более десяти лет, и отношение к нему изменилось: множество проблемных вопросов снято, экзамен развивается, становится все ближе и понятнее ученикам, родителям», – рассказала она.
За время проведения общественного мониторинга ученики, педагоги, родители ответили на такие вопросы: дает ли ЕГЭ объективную оценку знаний? Приводит ли ЕГЭ к снижению качества школьного обучения? Обеспечивает ли ЕГЭ равенство при поступлении в вузы, снимает ли ЕГЭ вопросы, связанные с коррупционностью при проведении аттестации и обеспечивает ли справедливость при поступлении в вузы?
Оглашая результаты опроса, Людмила Дудова констатировала, что большинство респондентов (52 процента) считают, что ЕГЭ не дает объективной оценки знаний. В том, что ЕГЭ приводит к снижению качества образования, уверены 43 процента опрошенных. При этом большинство респондентов признает, что ЕГЭ выполняет социальную функцию, обеспечивая доступность и справедливость экзамена.
Самой популярной среди респондентов (26 процентов) альтернативой ЕГЭ стали бы централизованные выпускные экзамены в школах и централизованные вступительные экзамены, принимаемые всеми вузами.
60 процентов опрошенных считают, что существующей информации о ЕГЭ достаточно, однако 43 процента респондентов хотели бы, чтобы была предоставлена дополнительная информация.
«И на сайтах Рособрнадзора, и на сайтах ФИПИ выложена вся аналитическая информация, касающаяся итогов не только ЕГЭ этого года, но и прошлых лет. Размещены все спецификации и кодификаторы, методические письма, и, например, экзамен по математике содержит открытый банк заданий. Степень открытости дошла до такой степени, что в киосках продаются материалы для подготовки к ЕГЭ, не приходится говорить о том, что информации о ЕГЭ не хватает», – подчеркнула Дудова.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев отметил, что ведомство открыто к альтернативным предложениям о проведении ЕГЭ:
«На сайте Рособрнадзора принимаем предложения о том, что необходимо, по вашему мнению, поменять в ЕГЭ. Пока обратившихся всего 40 человек. Совершенно ясно, что многие их тех, кто по ряду вопросов отрицательно относится к ЕГЭ, не интересовалась тем, что произошло с ним за последние шесть лет и ссылаются на бренд-бук ЕГЭ, который сложился до 2013 года».
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, анализируя ответы респондентов, связанные с возможными альтернативами ЕГЭ, уверена, что созданную систему кардинальным образом менять не стоит.
«ЕГЭ, по сути, склеил притязания вузов на того абитуриента, которого хочет получить на первый курс, и школу, которая должна выполнить требования образовательного стандарта и помочь выстроить индивидуальную траекторию для обучающегося. Оторвав эти две процедуры, разнеся их в разные места и закрепив ответственность за вступительные экзамены только в вузах, а за выпускные экзамены – в школах, мы эту цепочку разорвем, – подчеркнула она. – Ответы респондентов – это недопонимание того, что это даст».
«Внимание общества к вопросам ЕГЭ остается, внимание это довольно пристальное. И мы надеемся, что результаты опроса позволят нашим институтам, ответственным за подготовку Единого государственного экзамена, сделать его еще более доступным и более понятным», – резюмировала Людмила Дудова.