Валерий Фадеев: «Мы как общественность должны помогать законодательной власти, двигаться от контроля к участию»
В Общественной палате РФ 11 октября состоялось нулевое чтение проекта Федерального закона №802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев напомнил, что в прошлом десятилетии наблюдался экономический бум, а доходы населения росли на 10 процентов в год.
«Как изменились условия, из-за чего теперь роста практически нет? На мой взгляд, ссылки на внешнее давление не работают, потому что экономический рост прекратился еще до событий пятилетней давности, до введения санкций. Причины в другом. И мы как общественность должны помогать законодательной власти: давать свои идеи, критиковать – в этом наша задача. Но не только критиковать – мы должны двигаться от контроля к участию», – считает он.
Валерий Фадеев обратил внимание, что в предложенном проекте федерального бюджета вообще ничего не говорится о Фонде национального благосостояния России, несмотря на то что его размер превысил семь процентов. По мнению члена ОП РФ, Правительству РФ следует задуматься, как рационально, на пользу обществу потратить этот избыток.
«Мы из года в год говорим о профиците государственного бюджета как о символе успеха. Но ведь это означает, что из экономики изымаются деньги; Правительство признает, что оно не знает, куда их деть, эти сотни миллиардов рублей. Тогда зачем их изымать?» – задается он вопросом.
Валерий Фадеев убежден, что бюджет должен быть сбалансированным: расходы должны быть равными доходу.
Некоторые утверждения, гипотезы, положенные в основу бюджета, требуют серьезного обсуждения с привлечением экспертного сообщества, настаивает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин. В частности, сомнения вызывает запрогнозированный в проекте рост экономики страны к 2024 году, совершенно невероятный, на его взгляд.
«Вопрос не только в цифрах, не только в макроэкономических показателях, вопрос в том, как живет страна, как вообще экономика себя чувствует, под которой я в данном случае понимаю развитие промышленности. Одним из главных вопросов остается гипотеза роста экономики за счет потребления на внутреннем рынке, а это очень спорный вопрос – сегодня предпосылок для такого оживления нет», – утверждает он.
Борис Алешин призывает профильные ведомства, прежде всего Минэкономразвития России и Минфин России, разделить ответственность за прогнозирование развития экономики страны с общественностью, прислушаться к обоснованным доводам экспертов.
В соответствии с законодательством и Конституцией РФ, бюджет – выражение системы общественных интересов, напомнил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин, который считает, что работа над бюджетным документом должна начинаться с принятия нормативного документа, в котором ясно была бы сформулирована система приоритетов, которые этим бюджетным документом и будут решаться. Он также обратил внимание на несоответствие представленного бюджетного документа Бюджетному кодексу РФ.
«Там записано, что бюджет должен решать финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. Про функции – да, про задачи – нет. Слово “задачи” предполагает цели и средства их реализации. Есть задачи в бюджете? Нет. Поэтому мое предложение – преодолеть это несоответствие Бюджетному кодексу РФ», – предлагает он.
По мнению Дискина, серьезную озабоченность вызывают основания, в соответствии с которыми данный бюджетный прогноз реализует национальные цели.
«Если арифметически посмотреть на 2022 год, то там есть выход на эту траекторию, но при этом между 2021 и 2022 годами есть скачок темпов роста ВВП, темпов роста инвестиций. Это замечательно. Но этот оптимизм Минфина России и Минэкономразвития России требует очень серьезного и развернутого обоснования», – говорит он.
Данному проекту не хватает понимания широкого социального контекста, в который погружена экономика России, делает вывод Дискин.
Рассказывая о ключевых аспектах бюджетной политики России, директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России Владимир Цибанов отметил, что проект федерального бюджета сформирован с учетом стимулирующей направленности этой политики: в 2019 году предусмотрен рост расходов на 0,7 процента ВВП (до 16,8 процента ВВП), а в 2020 году – на 0,5 процента ВВП (до 17,3 процента ВВП).
По его словам, в 2020 году доходы федерального бюджета составят 20,4 триллиона рублей – это 18,1 процента ВВП. В дальнейшем ожидается некоторое снижение доходов – 17,7 процента ВВП в 2021 году и 17,2 процента ВВП в 2022 году, что, поясняет представитель Минфина России, связано с прогнозируемым снижением нефтегазовых доходов, а также автоматическим расширением объема налоговых льгот нефтегазовому сектору – только в текущем году этот объем может составить 1,6 триллиона рублей.
Объем бюджетных ассигнований в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей, в 2021 году – 20,6 триллиона рублей, в 2022 году – 21,8 триллиона рублей. Среди приоритетов в структуре федерального бюджета – во-первых, реализация национальных проектов: рост бюджетных ассигнований на это направление в 2020 году составит более 200 миллиардов рублей, объем расходов к 2020 году достигнет двух триллионов рублей, а к 2022 году – 2,7 триллиона рублей; во-вторых, социальные направления: их финансирование к 2020 году увеличится до 36,8 процента от общих расходов. Расходы на поддержку экономики тоже возрастут, хотя и не значительно – на 2,7 процента, их доля составит 16,8 процента от общих расходов.
Подводя итоги мероприятия, Борис Алешин еще раз призвал профильные министерства к диалогу с общественностью и консолидированным межведомственным отношениям. А также посоветовал чиновникам, отвечающим за подготовку бюджета, съездить в глубинку и посмотреть, как там живут люди.
Валерий Фадеев посоветовал становиться ответственными реалистами: если речь идет о средней заработной плате, то говорить надо не о среднеарифметических данных, а о медианной зарплате; если далеко не все домохозяйства в России могут позволить себе ипотеку, то об этом и надо говорить. Надо перестать бояться реальности – в этом пафос Общественной палаты РФ, считает он.