Кто понесет ответственность за самострой?
В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Общественный контроль программ легализации объектов самовольного жилищного строительства – эффективный инструмент снижения социальной напряженности».
Целью заседания является привлечение внимания региональных и местных органов власти к необходимости активизации работ по легализации объектов самостроя в соответствии с действующим законодательством, рассказал первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов.
«Тема достаточно проблемная, и есть регионы, в которых тема самостроя вызывает большую социальную напряженность. Сегодня мы с вами обсудим видение и пути выхода из ситуации, в том числе с учетом защиты законных прав, интересов граждан, в том числе и с учетом того, чтобы отношение к самострою у нас было на прочном фундаменте законодательства и чтобы были возможности учесть людей, которые оказались в сложной ситуации», – отметил он.
Заместитель председателя Комитета Государственной думы по транспорту и строительству Павел Федяев рассказал о принятом федеральном законе, который, по его мнению, должен существенно изменить ситуацию.
«Одна сторона медали, когда “по правилам” обманули дольщика, а по результатам самовольного строительства, бывало, вместо индивидуального жилищного строительства строили пять этажей, потом в эксплуатацию это ввести не могли, и люди также страдали от этого. Чуть больше года назад мы приняли 339-й Федеральный закон, где все эти процедуры постарались прописать и регламентировать, в частности, понятие самовольной застройки. Какие изменения необходимо будет внести в законодательство, мы обязательно внесем, хочется понять, как ведется работа на местах, в муниципалитетах», – сказал парламентарий.
«Мы даем старт большой работе, – отметил председатель МОО «Общественный совет по развитию гражданского общества», руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. – В начале этого года мы обратились к Виталию Мутко и попросили усилить эту работу, мы были поддержаны, и на платформе Минстроя РФ создается рабочая группа, которая должна заниматься проблемами самостроя. Сегодня наше государство не может оставить пострадавших людей наедине со своими проблемами, поэтому работа начинается. Надеемся, что с этой работы круглого стола, с этих первоначальных резолюций мы перейдем в стены Государственной думы, усилим работу в Министерстве строительства и совместно будем решать задачи».
Начальник Главного управления государственного строительного надзора Московской области Артур Гарибян поделился опытом работы по выявлению самостроя в регионе:
«Главное управление выявило 99,5 процента самоволок, то есть 0,5 процента – это доля выявленных самоволок муниципалитетом, хотя они прямо должны заинтересованы в сохранности своих земель».
Он также рассказал о том, что с 2019 года с целью упорядочить систему контроля в работу муниципалитетов внедрено мобильное приложение, основанное на ведомственной единой государственной системе обеспечения градостроительной деятельности.
«И после этого дела пошли в гору. Мы также внедрили дополнительный чек-лист в мобильное приложение, чтобы каждое должностное лицо, которое занимается выявлением самостроя на местах, не делало никаких странных и неупорядоченных действий», – рассказал он.
Председатель РОО «Жилстройконтроль», член Общественного совета при Главном управлении государственного строительного надзора Московской области Константин Иванов уверен, что без диалога государства, бизнеса и с пострадавшими, исключительно административными методами проблему не решить.
«Что дольщик, что человек, который купил в самострое, является пострадавшим. Первая проблема – коррупция и низкий контроль со стороны органов власти. Застройщики бывают добросовестные и недобросовестные. На проблеме людей стали наживаться», – поделился он.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Антон Головин подчеркнул, что и органы власти зачастую оказывают влияние на ухудшение ситуации с самостроем:
«Здесь вопрос к тем людям, которые на местах, органам местного самоуправления: с одной стороны, они закрывают глаза на самоволы, с другой стороны, они не хотят с этим бороться, либо проще всего пойти и обратиться в суд и снести это все». Есть регионы, где все сначала самовольно строится, потом все поголовно сносится».
«Хочу призвать всех сейчас снять шоры с глаз чиновников и общественников на грядущую проблему – апартаменты, – сказала президент фонда «Институт экономики города», член Общественной палаты г. Москвы Надежда Косарева. – Они мало чем отличаются от самовольного строительства, поскольку у них есть разрешение, и юридически их можно признать объектами самовольного строительства, поскольку их использование противоречит нормам санитарно-эпидемиологического законодательства. Проблемой нужно заниматься сейчас, это очевидно. Люди страдают от недобросовестного контроля на местах и недобросовестного поведения участников рынка».
Начальник управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Виталий Метельков отметил, что в связи с принятием 339-го Федерального закона, ситуация не изменилась:
«Только за последний месяц плюс 27 многоквартирных домов. Строят, получая разрешения на ИЖС, пятиэтажки. Мы пытаемся разговаривать с застройщиками – у них позиция одна: мы через суд все узаконим, но через суд у них не получается, и при этом они параллельно продают помещения по договорам займа, инвестирования и т. д.».
Представитель Общественной палаты Республики Дагестан Ибрагим Ахлаков отметил, что ответственность за самострой должны нести лица, подписывающие разрешение на строительство:
«Кто-то же давал разрешения на застройку? Кто-то же подписывал документ? Кто должен за это ответить? Где ответственность чиновников – в Краснодаре, в Дагестане кумовство, все бумаги так и подписываются».
В ходе круглого стола участники круглого стола обсудили наиболее актуальные аспекты проблемы самостроя: объемы, риски, конфликты, а также возможности, условия и механизмы легализации самостроя.
Подводя итоги, Артем Кирьянов отметил, что в решении проблемы самостроя значимую роль должен сыграть общественный контроль деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Он также сообщил, что все предложения участников круглого стола войдут в итоговую резолюцию и будут направлены в соответствующие органы власти, в том числе в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.