Позиция Общественной палаты Смоленской области по вопросу о принятии законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия»
В Смоленске состоялось внеочередное, расширенное заседание Совета Общественной палаты Смоленской области шестого состава, участники которого обсудили законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия». В мероприятии, помимо членов Совета Палаты, приняли участие Уполномоченный по правам человека в Смоленской области Александр Капустин, Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области Наталья Михайлова, заместитель начальника департамента Смоленской области по социальному развитию Ольга Архипенкова.
Тщательно изучив предлагаемый законопроект, а также все сопроводительные материалы к нему,
Ознакомившись с позицией видных общественных деятелей региона, занимающихся проблематикой отношений внутри семьи и защитой прав детей (Алексей Владимирович Паневин, руководитель Смоленского регионального общественного движения «Союз отцов», Алексей Синицын, председатель Смоленского отделения Ассоциации родительских комитетов и сообществ, заместитель атамана по правовым вопросам ЯКХО «Платовский» Былина Константин Леонидович, и многие другие),
Приняв к сведению мнения Уполномоченного по правам человека Смоленской области Капустина А. М. и Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области Михайловой Н. А.,
Учитывая мнения неравнодушных граждан России, посчитавших необходимым направить свои обращения на электронную почту Общественной палаты Смоленской области (более 20 обращений),
Обсудив все указанные мнения на специальном внеочередном расширенном заседании Совета Общественной палаты Смоленской области, посвященном обсуждению законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», проведенном 15.01.2019 г.,
Проанализировав все указанные обстоятельства, члены Общественной палаты Смоленской области шестого состава приходят к следующим выводам:
- Проблема семейно-бытового насилия, имеющего место в некоторых российских семьях, является важной частью кризиса традиционных семейных ценностей, с которым сталкивается современное российское общество. Данная проблема заслуживает самого пристального внимания, как со стороны гражданского общества, так и со стороны государства. Необходимость профилактики семейно-бытового насилия в той или иной форме не вызывает сомнения у членов Общественной палаты Смоленской области шестого состава. Разработка, принятие и внедрение в повседневную практику профилактических мер, направленных на снижение остроты существующих проблем в отношениях между различными членами современной российской семьи также несомненна. Вместе с тем, указанный законопроект в данном виде, предлагаемый ныне на общественное обсуждение, не может быть поддержан нами.
- Предлагаемый законопроект вводит в правовое поле новые понятия и институты, определение которых не отличается определенностью и однозначностью (дефиниции «семейно-бытового насилия», «угрозы семейно-бытового насилия» «психические и физические страдания», «нарушитель» и др. ).
- Законопроект противоречит сложившемуся публичному порядку в Российской Федерации, вводит в правоприменительную практику отличное от существующего правопонимание. Более того, высказывается мнение, что положения законопроекта противоречат действующей Конституции, существующим положениям Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушений, Семейного кодекса и ряда действующих федеральных законов.
- Необходимость внедрения в существующую систему права новых понятий и институтов с целью улучшения правового регулирования общественных отношений в сфере профилактики семейно-бытового насилия небесспорна, поскольку многими общественными и государственными деятелями высказывается мысль, что достаточно усовершенствования существующих правовых норм и институтов.
- Многими общественными деятелями региона, в том числе членами Общественной палаты Смоленской области высказывается мысль о чрезмерном, избыточном и неоправданном наделении некоммерческих организаций правами на вторжение в семейную жизнь, что ведет к созданию «рынка» в такой деликатной сфере общественной жизни как семья и может привести к проявлению коррупциогенности.
- В целом законопроект носит отсылочный характер. Чрезмерная избыточность необоснованных бланкетных отсылочных норм (при этом не указываются статьи называемых федеральных законов) является выраженным дефектом данного нормативного правового акта.
- Существенно важным недостатком законопроекта является полное отсутствие в нем критериев отбора и допуска некоммерческих организаций и их персонала к «деятельности в сфере профилактики семейно-бытового насилия».
- Многими экспертами высказывалась мысль о том, что принятие законопроекта в указанном виде является ничем иным как попыткой внедрить в несколько видоизмененном виде правовые основания для так называемой ювенальной юстиции. Вопрос о необходимости внедрения в российскую правовую систему ювенальной юстиции является весьма дискуссионным, и широкие круги общественности относятся к этой идее резко отрицательно.
- Задействование для «профилактики семейно-бытового насилия» без конкретизации и разграничения, без сопряжения и согласования компетенции большого количества субъектов повергнет рассматриваемую сферу отношений в хаос, но зато гарантированно будет служить цели разрушения института семьи в России.
- Конституционные гарантии охраны тайны и неприкосновенности частной личной и семейной жизни разработчиками законопроекта начисто проигнорированы. Любые документы, любая информация о семье сможет быть отныне доступна совершенно посторонним лицам.
- Сегодня существует и активно применяется институт лишения родительских прав, органы опеки и попечительства наделены необходимой совокупностью правомочий, вполне достаточных для активной и эффективной защиты прав ребёнка. Имеются необходимые уголовно-правовые механизмы превенции и пресечения побоев и иных издевательств в семье. Действуют подразделения по делам несовершеннолетних в системе МВД России. Есть судебные механизмы защиты прав детей и других членов семей. Нужно совершенствовать эти институты и инструменты.
- Направленность законопроекта на втягивание в решение этих вопросов некоммерческого сектора, а также на несбалансированное (правовыми ограничениями, закреплением детально прописанных процедур и ответственности), неоправданно большое расширение полномочий чиновников – позволяет оценить общую направленность законопроекта как репрессивную, а сам законопроект – как в существенной мере коррупциогенный.
- Проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», текст которого был размещён на официальном интернет-сайте Совета Федерации, расходится по своим действительным целям с декларируемыми его авторами целями по обеспечению профилактики (предотвращения) насилия в семьях. Публично заявленные цели законопроекта не совпадают с прогнозируемыми реальными результатами его реализации в случае принятия данного проекта федерального закона, поскольку практически все его положения, в действительности, не будут способствовать решению задач профилактики семейно-бытового насилия.
- Законопроект характеризуется множеством критических недостатков, в том числе концептуального и юридического характера, противоречит Конституции Российской Федерации (статьям 7, 17–19, 21–25, 29, 35, 38, 40, 41, 46, 49, 51, 52, 53, 55), международным актам о правах человека, Семейному кодексу Российской Федерации, по своим прогнозируемым результатам реализации значительно расходится с целями и задачами государственной семейной политики Российской Федерации.
- Принятие данного законопроекта вступит в существенное противоречие с фундаментальными, международно- и конституционно-гарантированными правами семей (прежде всего – семей с детьми), детей и их родителей (законных представителей), с публичными интересами и публичным порядком Российской Федерации. Законопроект в случае его принятия будет способствовать массовым нарушениям конституционных прав и законных интересов граждан, семей, прав ребёнка, разрушению института семьи в России, по многим направлениям будет прямо способствовать обострению социальных проблем и создаст реальную угрозу социальной стабильности.