07.10.2020

Лидия Михеева: «Закон о бюджете должен учитывать интересы гражданского общества»

В Совете Федерации Федерального собрания РФ 5 октября прошли парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

С основным докладом выступил министр финансов РФ Антон Силуанов, также были озвучены мнения представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, научного и экспертного сообщества. Участие в парламентских слушаниях приняла Лидия Михеева, Секретарь Общественной палаты РФ.

Традиционно Общественная палата РФ направляет в Государственную думу РФ свое заключение по проекту федерального бюджета, эта работа ведется и сейчас. Лидия Михеева прокомментировала наиболее важные для основного института гражданского общества аспекты, которые ложатся в основу позиции Общественной палаты РФ.

Так, она напомнила о решении Президента РФ повысить с 1 января 2021 года НДФЛ для граждан, чей доход превышает пять миллионов рублей в год. Предполагается, что данная мера создаст дополнительный источник финансирования лечения детей с тяжелыми заболеваниями. В ближайшее время слушания по этому законопроекту пройдут в Общественной палате РФ, эксперты которой считают принципиально важным, чтобы механизм заработал уже с 1 января и чтобы это было четко отражено в нормативных актах, определяющих механизм распределения полученных дополнительных доходов.

«Хотя соответствующие бюджетные ассигнования в размере 60 миллиардов рублей в 2021 году, 64 миллиарда рублей в 2022 году и 68,5 миллиарда рублей в 2021 году зарезервированы по государственной программе “Развитие здравоохранения”, но главным для нас остается вопрос о том, как эти деньги дойдут до тех, кто в них нуждается. Будут ли они напрямую направляться в медицинские учреждения или их будет распределять какой-то фонд, в настоящее время неясно», – прокомментировала Михеева.

Также она отметила, что эксперты ОП РФ убеждены, что не логично сокращать финансирование проектов, связанных с поддержкой некоммерческого сектора и гражданского общества.

По словам руководителя ОП РФ, одним из важных факторов, влияющих на положительную динамику некоммерческого сектора, является поддержка Фондом президентских грантов, которым запланировано со следующего года выделять дополнительные ассигнования в размере трех миллиардов рублей на финансирование совместных с регионами конкурсов, однако основной бюджет фонда предполагается сократить на 10 процентов – до 7,2 миллиарда рублей.

«Считаем, что это сокращение может негативно сказаться на качестве поддержки некоммерческого сектора. А это сегодня фактически одна из статей социальной части бюджета, имеющая прямую связь с решением проблем людей на местах. Если мы исходим из того, что в России должно быть сильное гражданское общество, неправительственный некоммерческий сектор, который “не заглядывает в рот” иностранным источникам, надо сегодня принять решение о сохранении необходимого уровня ассигнований», – заявила Михеева.

Кроме того, она отметила, что планируемое в следующем году сокращение финансирования по линии институтов развития гражданского общества и защиты прав граждан осложнит правозащитную и волонтерскую деятельность.

Лидия Михеева также обратила внимание, что предусмотренный объем бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, увеличится, но если в странах ОЭСР объем таких расходов составляет 2,4 процента ВВП, в странах Европейского союза – 2,7 процента ВВП, то в России в 2021 году этот показатель составит всего 1,2 процента от ВВП. По данным же специального доклада Общественной палаты Российской Федерации «Демография-2024», данный уровень расходов консолидированного российского бюджета должен составлять не менее 2,2 процента ВВП, при этом не менее 40 процентов всех инвестиций должно направляться на поддержку многодетных семей, подчеркнула Михеева.

Еще один важнейший для Общественной палаты РФ вопрос – развитие села, а финансирование комплексной программы развития сельских территорий из федерального бюджета на 2021 год сокращается более чем в пять раз, на 2022 и 2023 – более чем в шесть раз, говорит руководитель ОП РФ.

«Объем бюджетных ассигнований на обеспечение программы развития села в 2021 году – 31 миллиард рублей. В то же время регионы уже подали заявки на 170 миллиардов рублей. Финансирование в пять раз меньше! В расчете на один населенный пункт России это составляет 200 тысяч рублей в год. За последние 20 лет сельское население уменьшилось на 2,5 миллиона человек. Доля сельского населения с доходами меньше прожиточного минимума составляет почти 25 процентов, это в три раза больше, чем в городах. Очевидно, что здесь нужно еще внимательно посмотреть и не подходить к вопросам качества жизни на селе по остаточному принципу, смотреть на вопросы развития села в комплексе, ориентируясь на обеспечение достойной жизни в качестве базовой цели», – настаивает Лидия Михеева.